История
Ниндзя – тайные агенты по сходной цене
Один из наиболее популярных жанров западного кинематографа – это фильмы о ниндзя – воинах ночи, которые неизменно собирают полные залы кинотеатров. Но так ли достоверны эти фильмы? Насколько кино про людей в черных костюмах, исчезающих в клубах дыма и метающих звездочки в своих врагов, соответствует исторической правде?
Во всем виноваты китайцы?
Версий появления ниндзя существует несколько. Самая древняя из них связана, как ни странно, не с Японией, а с Китаем, – вечным противником Страны восходящего солнца! Во второй половине первого тысячелетия Япония еще не была закрытым государством, каким стала в начале XVI века. В страну активно мигрировали китайские переселенцы, среди которых преобладали аристократия, интеллигенция и купцы. Причиной этой миграции историки называют частую смену политической власти в Китае, а также постоянные набеги кочевников. Хотя надо заметить, что в те времена именно Поднебесная являлась двигателем прогресса, а также была культурным донором для соседних стран. Японцы позаимствовали из Китая многие вещи – от письменности до кимоно. При этом на новую родину китайцы везли с собой не только материальные ценности, но и богатые знания, в том числе по боевым искусствам, буддистской магии и медитативным психотехникам.
Подобным образом в VII веке в Японию попал трактат китайского автора Сунь-цзы, описывающий военное искусство и включавший в себя раздел о шпионаже. Считается, что с появлением этой книги в Японии и начала созревать каста ниндзя, окончательно сформировавшаяся к началу XV века. Впрочем, существует и иная версия появления в Японии воинов тени. Она гласит, что в VI – VII веках в Китае существовало несколько религиозных школ: даосизм, конфуцианство и буддизм.
Со временем буддизм вытеснил конкурентов, получив статус государственной религии. Но вскоре уже в самом буддизме наметился серьезный раскол. В Китае существовали монастыри, но, кроме того, было много бродячих монахов-странников Люгай.
Эти люди ходили по деревням, проповедуя учение, сильно отличавшееся от официального буддизма. Со временем религия бродячих монахов стала настолько популярна среди простого населения страны, что составила большую конкуренцию официальной. В результате власти Китая объявили бродячих монахов колдунами, опорочившими учение Будды, и всячески их преследовали.
В ответ святые странники создали собственное учение «люгай мэнь» – «врата учения нищих монахов», включавшее в себя искусство перевоплощения, методы маскировки, нетрадиционного врачевания, техники гипноза и транса, а также особый вид рукопашного боя…
Начало расцвета
Тем не менее Люгай жили в Китае. Так какое же отношение они могли иметь к японским ниндзя? Оказывается – самое прямое! С приходом к власти в Китае династии Тан, установившей добрососедские отношения с Японией, в Страну восходящего солнца попали и Люгай. На новой почве они трансформировались в Сидосо – монахов без государственной аккредитации. За время своего существования на территории Японии Сидосо сумели создать самостоятельное философскомистическое учение Сюгэндо – «Путь обретения могущества». Его основателем считается Энно Одзуну (634-703), сумевший совместить люгай мэнь и японское синтоистское учение.
Новая духовная практика с помощью дыхательно-медитативных техник будто бы позволяла сознанию подниматься к вершинам гор, вступать в контакт с духами и обретать божественную силу. Японские крестьяне, как и их китайские предшественники, воспринимали последователей Сюгэндо как истинных носителей учения Будды, чем вызвали гнев властей. В итоге в 717 году был издан указ, запрещающий бродяжничество, а в 718-м – запрещающий уже и само учение Сюгэндо.
Однако монахи-отшельники не собирались так просто сдаваться и продолжали свои практики в горных скитах, получив за это прозвище «горных мудрецов». В ответ власти запретили строительство часовен и храмов в горах, а самозваных монахов было приказано взять под стражу. Подобное давление извне к концу VIII века заставило монахов и крестьян – последователей Сюгэндо – объединяться в закрытые горные поселения, яростно сопротивляющиеся появлению чужаков. Со временем в этих поселениях появилась каста монахов-воинов Сохэй, которые и стали предшественниками знаменитых воинов ночи.
Толчком к превращению Сохэй в ниндзя послужила начавшаяся в Японии в середине X века междоусобная война, с переменным успехом продолжавшаяся несколько веков. Несколько крупнейших князей (дайме) буквально раздирали Японию на части.
Неудивительно, что каждому из них требовались профессиональные воины. Тогда князья вспомнили про монахов-воинов Сохэй. Неожиданно гонимые прежде монахи из гор стали пользоваться у властей большим спросом: каждый из правителей пытался привлечь на свою сторону хотя бы один из кланов Сохэй… Постепенно появилось ниндзюцу – особое искусство разведчиков, диверсантов и наемных убийц.
Основы ниндзюцу
Несмотря на то что на жизнь ниндзя зарабатывали шпионажем, разведкой и заказными убийствами, основной их задачей было обретение духовного и физического совершенства для тайного управления людьми и событиями для безопасности собственного рода и семьи. «Ментальная» программа обучения ниндзя содержала в себе шесть ступеней.
Первая из них – осознание бренности человеческого тела, понимания его несовершенства и принятие существования множества случайностей – от болезней до несчастных случаев, которые могут его повредить.
Вторая ступень – овладение собственными органами чувств, осознание того факта, что нередко они могут обманывать самого человека, и умение отличать истинное от ложного. Третья ступень должна была научить ниндзя понимать непостоянство человеческих ценностей под влиянием внешних обстоятельств: то, что вчера было для человека ценно, завтра могло стать ничтожно.
Четвертая ступень – осознание собственной незначительности перед окружающей человека природой и космосом.
Пятая ступень позволяла избавиться от материальных привязанностей в этом мире путем осознания, что духовное выше материального.
Шестая — самая сложная – ступень должна была научить ниндзя побеждать собственные эмоции, появляющиеся при общении с другими людьми.
В итоге ниндзя, прошедший все этапы физической, психической и религиозно-магической подготовки, понимал относительность как моральных, так и физических ценностей этого мира, являлся эмоционально невозмутимым и был способен действовать, учитывая как логику, так и интуицию, что позволяло ему побеждать практически во всех ситуациях, встречавшихся на его жизненном пути.
В период расцвета учения в Японии существовало несколько десятков крупных школ ниндзюцу. В XIII веке их было порядка 20, в XVII – до 70. Самыми влиятельными из них считались Гэкко-рю, Дзесю-рю, Есицунэ-рю, Игарю, Кайдзи-рю, Кога-рю, Косю-рю, Мацумото-рю, Накагава-рю, Нэгорорю, Рикудзи-рю, Синсю-рю, Тогакурэрю, Уэсуги-рю, Фума-рю, Хагуро-рю, Хаттори-рю.
При этом в японском средневековом обществе ниндзя противопоставлялись воинам-аристократам, каковыми являлись самураи. В стране существовала даже поговорка: «Ниндзя – это тень самурая». Считалось, что в самурае была сосредоточена вся мирская добродетель и порядочность, а в ниндзя, напротив, все темное и негативное, что есть в человеке. Это, конечно, идеализированный образ. Самураи тоже бывали разными…
Повседневность
Верховная власть у ниндзя принадлежала дзенину, которым мог стать лишь один из основателей клана. В подчинении удзенина находились тюнины – руководители небольших отрядов ниндзя, а самой низшей кастой были генины. Как правило, стать ниндзя мог лишь потомственный член клана. В целом, весь уклад жизни ниндзя походил на монашеский. Одежда тоже соответствовала монашескому «стилю». Часто во время своих «операций» ниндзя носили некое подобие рясы, как и у буддистских монахов. Называлось это одеяние «ниннику». Вопреки общепринятому мнению, черный цвет одежды в философии ниндзя никогда не олицетворял ночь и не служил лишь средством маскировки. Но он, безусловно, позволял ниндзя исчезать, чтобы сначала обезопасить воина от удара противника, а затем обрушить на него сразу несколько стихий: земли, воды, огня, воздуха и пустоты.
Разные кланы ниндзя обладали и своими уникальными «техническими» навыками и специализацией. Например, у клана Фума имелись даже собственные подводные лодки, которые его члены в общении между собой называли «драконьими». Такая лодка была полностью герметична и могла погружаться на небольшую глубину. В ее днище имелись особые люки, через которые ниндзя выбирались наружу, когда подплывали к вражеским кораблям, и затем дырявили их днище, а потом под покровом ночи возвращались на базу.
Члены клана Гекку в совершенстве владели знанием болевых и смертельных точек на теле человека, путем воздействия на которые можно было парализовать противника.
Всего различных видов боевых техник у ниндзя существовало столько, сколько было самих кланов, – около 70 направлений. При этом адепты учения ниндзя делились на три сословия. На самой низшей ступеньке стояли специалисты по военной разведке, диверсанты и политические террористы. На средней располагались специалисты по агентурной работе, выполнявшие вербовку осведомителей и дезинформацию врага. Третья – высшая – каста ниндзя занималась организацией государственных переворотов, мятежей и направлением социальных потоков в нужную заказчику сторону.
Вне закона
Постепенно власть в Японии сосредоточилась в руках Такеды Синген, известного собирателя Японских земель в единое государство. Как сообщают исторические хроники, он был одним из первых феодалов, который содержал у себя на службе целый отряд ниндзя из клана Кога. Тем не менее век ниндзя оказался недолог. Постепенно они перестали играть роль решающей силы в войне феодалов Японии. А в 1603 году новый сегун Токугава Иэясу объявил ниндзя вне закона. Им было предложено либо стать телохранителями правителя, либо быть уничтоженными. С непокорными так и поступили. Большинство воинов ночи были практически полностью ликвидированы самураями, ставящими честь и достоинство выше денег и обмана, почитаемых ниндзя. Как говорили в то время, «солдаты дня противостояли убийцам ночи». При этом уничтожение четырех тысяч ниндзя провинции Ига сорока шестью тысячами самураев сложно назвать очень уж честным поединком. После расправы с основной массой ниндзя Токугава полностью запретил практиковать ниндзюцу в Японии.
Записки о бессмертных
На этом путь таинственного учения «ниндзюцу» на арене истории мог бы и завершиться, если бы в 1676 году один из последних патриархов клана Ига Фудзибаяси Ясутакэ не написал огромный трактат, получивший название «Бансен Сюкай», что в переводе означает: «Десять тысяч рек собираются в море». В этой десятитомной энциклопедии знаменитый ниндзя подробно рассказывает об истории и практиках ниндзюцу. Уникальность трактата в том, что в нем впервые объединены все аспекты ниндзюцу.
Первый том содержит подробную историю появления ниндзя и их философию. Второй том рассказывает о мотивации действий ниндзя. В третий включены инструкции работы с агентурой. В четвертом приведены описания правил поведения ниндзя на публике. Тома с пятого по седьмой приводят технику работу ниндзя-лазутчика, восьмой – правила использования сил природы в работе ниндзя, девятый – технические средства, используемые ниндзя. Десятый том посвящен ядам и взрывчатым веществам.
По распространенной на сегодня легенде, последний официальный выход ниндзя на подмостки истории в 1853 году завершился полным провалом. Это произошло, когда американские власти решили прорвать торговую изоляцию Японии. Флотилия из четырех кораблей во главе с командором Мэтью Перри вошла в бухту современного Токио, хотя до этого на протяжении более двухсот лет ни одно иностранное судно не вторгалось во владения Страны восходящего солнца. Американцы предложили японцам войти в мировое сообщество и начать торговать со всем цивилизованным миром. Однако правитель Японии не поверил им и направил навстречу американцам ниндзя, чтобы похитить бумаги, в которых содержалось бы описание их истинных планов. Когда ниндзя вернулся со своего задания, выяснилось, что вместо важных бумаг он добыл всего-навсего собрание неприличных анекдотов… Так закончился славный путь воинов ночи.
Ниндзя живы?
Несмотря на запрети официальный отказ использовать ниндзя на государственной службе, через некоторое время после начала японско-китайской войны, в 1938 году, в Японии открылась тайная школа разведцентра. Поскольку учреждение было секретным, его истинное название неизвестно, зато есть информация, что в его стенах преподавалась система школы Нано, частично состоявшая из практик средневековых ниндзя.
Сегодня места, где преподается учение «ниндзюцу», есть уже не только на Востоке, но и на Западе, и даже в России! Всемирную известность школам ниндзя принес Массаки Хацуми, талантливый ученик последнего патриарха школы Тога Хисадзи Такамацу. Именно он после смерти учителя, в начале восьмидесятых годов двадцатого века, рассекретил все учебники и пособия по ниндзюцу, а затем начал преподавать это искусство сначала соотечественникам, а потом и иностранцам. Увы, современные школы ниндзюцу главный упор делают на преподавание боевых искусств рукопашного боя, которыми владели ниндзя, а между тем, как сказано выше, главным в их учении было отнюдь не владение своим физическим телом, а совершенствование своего духа, сознания и медитативного мышления…