История
Настоящая Анка-пулеметчица – кем на самом деле была героиня анекдотов?
Уже очень давно Анка-пулеметчица — это популярная героиня анекдотов, персонаж, прямо скажем, полумифический. Однако был у нее и реальный прототип. Почти реальный. Но была это не бравая красноармейка, а простая фронтовая санитарка, которой однажды пришлось стрелять из пулемета «Максим» вместо раненого бойца…
Придумать Анку заставил Сталин
23 ноября 1981 года в Москве на Новокунцевском кладбище хоронили некую Марию Андреевну Попову, скончавшуюся в возрасте 86 лет. Под звуки оружейных выстрелов гроб провожали дочь покойной и известные артисты театра и кино. И хотя прямого отношения к миру кинематографа умершая не имела, ей всю жизнь пришлось «играть роль», на которую её «утвердил» лично Иосиф Сталин.
У многих знаменитых кинообразов есть прототипы. Несмотря на то что в легендарной Чапаевской дивизии не было никакой Анки-пулеметчицы, эту вымышленную героиню списали все-таки с реального человека. Жизнь кинообразу дала санитарка Красной Армии Мария Попова. Именно она и стала прототипом для Анки из фильма «Чапаев», включенного в сотню лучших фильмов мира. Все началось с того, что в 1934 году режиссеры Георгий и Сергей Васильевы получили задание партии снять фильм о победах Красной Армии. Быстро сделали залихватский сюжет, но Сталин остался недоволен — не хватает романтики и женского образа, который стал бы воплощением судьбы русской женщины во время Гражданской войны.
В поисках «ля фам» режиссеры случайно увидели публикацию о некой санитарке Чапаевской дивизии Марии Поповой, которую раненый пулеметчик под страхом смерти заставил стрелять из «Максима». Так появилась Анка-пулеметчица. Историю ее любви с Петькой тоже придумали — на самом деле эти люди были едва знакомы.
Эту версию фильма Сталин одобрил и потом пересматривал десятки раз. Командарм Буденный особенно восхищался «психической атакой» каппелевцев — очень уж захватывающе она выглядела. Не меньший успех «Чапаев» имел и у зрителей: у кинотеатров выстраивались огромные очереди.
Кстати, можно сказать, киношная Анка получилась как бы из двух людей: из стрелявшей из пулемета Марии Поповой и жены красного комиссара и писателя Дмитрия Фурманова, которая вместе с мужем тоже одно время находилась в дивизии Чапаева. Она дала киногероине свое имя. При этом в повести Фурманова, по которой снят фильм, такого персонажа не было вообще.
«Свой парень» в юбке
Вообще, судьба Марии Поповой совсем не проста и, возможно, сама по себе заслуживает целого романа или фильма. Родилась она в крестьянской семье в 1896 году. Отца потеряла в 4 года, мать — в 8 лет. В 16 лет вышла замуж за бедного односельчанина, но вскоре осталась вдовой.
В 1917 году вступила в Красную Гвардию и участвовала в боях за Самару. В 1918 году стала членом партии, в том же году случайно попала в состав Чапаевской дивизии, убегая от белых и встретив красноармейцев в степи. При этом она лишь поначалу была санитаркой, но так как людей не хватало, ее стали привлекать и к другим мероприятиям. Деревенская девушка, знакомая с лошадьми, служила в кавалеристской разведке и при случае превращалась даже в военврача, который «лечит все».
Однажды произошел курьезный случай, говоривший о смекалке Марии. Как-то из разгромленной аптеки она привезла в дивизию два мешка соды — больше там ничего не было. Расфасовала и подписала: «от головы», «от живота» и т. д. И раздала болеющим бойцам, многие из которых потом говорили, что лекарство им помогло. В общем, самовнушение подействовало. Что же касается истории, сделавшей ее знаменитой, то это произошло совершенно случайно. В дивизии Мария Попова официально служила помощником лекаря. В одном из боев она подползла к раненному в руку бойцу-пулеметчику, и он буквально силой заставил ее стрелять из пулемета. За этот бой Чапаев наградил Попову часами. А режиссеры, с благословения вождя народов, сделали ее образ новой кинозвездой.
По линии разведки
После Гражданской войны Мария окончила факультет советского права при МГУ и была отправлена в Германию в качестве референта юридического отдела советского торгового представительства. А фактически — для ведения разведывательной деятельности.
Уже в Берлине у нее родилась дочь, имя отца которой Мария скрывала до конца своих дней. Ходили даже слухи, что ребенок у нее родился от навязанного разведкой романа с одним из тех, кто находился в разработке.
То, что в СССР газеты наперебой рассказывали о реальном прототипе Анки-пулеметчицы и сделали из Марии Поповой настоящую героиню, сама бывшая чапаевская санитарка принимала как должное. Хотя почивать на лаврах было некогда. После Берлина было новое назначение — в Стокгольм по линии «Интуриста». Обитатели советского поселения в Стокгольме встретили Марию Попову как звезду. Один мальчик даже спросил у ее дочери Зины: «А твоя мама привезла с собой пулемет?»
В мае 37-го с тяжелыми предчувствиями Мария Андреевна вернулась в Москву. Перед Великой Отечественной начались аресты, в том числе бойцов Чапаевской дивизии. В частности, чекистами даже был убит Иван Кутяков, возглавлявший дивизию после гибели Чапаева. Попову в те годы не тронули. А в 1942 году ее снова призвали на фронт, но уже не в качестве бойца — она ездила с агитбригадами по советским частям.
Ложные обвинения
Сталинские времена Мария Попова пережила без последствий. Неприятности начались в 1959 году, когда ее неожиданно вызвали в ЦК партии. Узнав, что на нее написали донос, она плакала: «Вот дураки, я их из-под пуль выносила, а они набросились на меня».
Выяснилось, что несколько старых чапаевцев написали в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС письмо, в котором сообщали, что Мария Попова на самом деле в юности была не крестьянкой, а дочкой тех самых господ, на которых батрачила, а в начале Гражданской войны якобы воевала на стороне белых, а потом подделала партийный билет и пришла в Чапаевскую дивизию.
Эти кляузы не подтвердились, и тогда ее стали обвинять в том, что она присвоила себе образ Анки-пулеметчицы и пользуется ее славой в своих корыстных целях. Однако здесь Мария Попова, уже давно не санитарка, а образованный юрист с опытом разведчицы и работой со СМИ, посчитала, что лучшая защита — это нападение.
И вскоре в газетах и журналах стали появляться в больших количествах интервью прославленной чапаевки Поповой. В них она рассказывала, что никогда не была прототипом Анки-пулеметчицы, что это образ собирательный. Мария перечисляла имена своих боевых подруг, которые были достойны не меньшей, чем она, славы. Ну что ж с того, что Сталин назвал Анкой именно ее, она-то сама этого никогда не утверждала и зарабатывать на этом не пыталась. Да и придумали образ режиссеры, а не она.
Это был отличный «ход конем» — оппоненты растерялись. Пришлось давать обратный ход и теперь представлять ее в качестве героини — мол, доносчики ошиблись и хотели опорочить честного человека.
Мирная жизнь
Мария Попова всегда с иронией относилась к многочисленным анекдотам про «Чапая, Петьку и Анку», где пулеметчица зачастую предстает в образе, скажем так, легкомысленной особы. Даже сама их рассказывала, ничуть не обижаясь. Как-то поведала вот такой: «Приходит Петька к Чапаеву и спрашивает: Василий Иванович, а где Анка? — Да вон она, на печке с радикулитом лежит. — Ну, что она, русского не могла найти? — говорит Петька». Марию собеседники начали укорять — мол, зачем эту похабщину пересказываешь? А та лишь плечами пожала: «Подумаешь, какое дело. От прошлой жизни только и осталось, что кино да анекдоты».
Мария Андреевна немного не дожила до 86 лет. Как ни просила ее дочь Зина, но даже перед смертью та не назвала ей имя отца.
Позже в тетради матери дочь найдет помятую фотографию старого фронтового друга Марии Поповой — наркома просвещения Андрея Бубнова, расстрелянного в 1938-м. Но был ли это ответ на вопрос дочери об отце — так и осталось тайной…