Connect with us

Города и страны

Мост Пон-Нёф – самая криминальная достопримечательность Парижа

Долгое время в Париже была в ходу поговорка: «На Новом мосту всегда можно одновременно увидеть карету, белую лошадь, священника и проститутку». И это действительно так! Ведь со дня своего открытия и на протяжении столетий он был самым популярным местом в столице Франции. И одним из самых коварных…

Еще со времен римского Совладычества Париж был весьма оживленным городом. Однако Средние века внесли в его облик свои коррективы. Улицы города были узкими, и на некоторых из них с трудом могли разъехаться две повозки. Даже в центре французской столицы постоянно возникали заторы, но больше всего хлопот городским властям доставляли мосты через Сену.

Нужен как воздух!

Париж раскинулся на двух берегах этой реки, и можно сказать, что переправы через нее являлись чуть ли не стратегическим объектом. В середине XVI века таких мостов в столице Франции было четыре: мост Нотр-Дам и мост Менял, которые соединяли правый берег и остров Сите, Малый мост и мост Сен-Мишель, соединявшие левый берег и остров Сите. Вот только эти мосты были деревянные, и их прочность оставляла желать лучшего. Кроме того, эти мосты буквально загромождались лавками торговцев, а потому на них было не протолкнуться из-за большого количества пешеходов и покупателей. А уж поездка по мосту верхом или в карете вообще превращалась в настоящее приключение. Конечно, власти Парижа неоднократно докладывали французским королям о царившей на мостах неразберихе, но почему-то владыки долгое время не принимали существенных мер, способных «разгрузить» четыре переправы через Сену.

И только в 1556 году Генрих II решил, что нужен еще один – пятый – мост, который бы существенно отличался от уже существующих в Париже мостов. Так, по королевскому замыслу новая переправа должна была быть каменной и достаточно широкой, а главное на ней не было бы построено ни одной торговой лавки. Но так как денег на возведение моста в монаршей казне просто-напросто не нашлось, то советники правителя обратились за инвестициями к почтенным парижанам. Однако те как-то прознали, что торговля на новом мосту будет запрещена, а потому не стали финансировать королевский проект. Отсутствие инвестиций не позволило начать строительство моста, и заложен он был только спустя 22 года. Занялся осуществлением проекта Генрих III. Вот только и при нем из-за отсутствия средств стройка протекала далеко не ударными темпами.

Проблему финансирования блестяще разрешил следующий король Франции Генрих IV. Он распорядился брать дополнительный налог с каждой бочки вина, доставляемой в Париж, и этих денег с лихвой хватило на возведение моста, названный парижанами Новым (Пон-Нёф). Открытие его состоялось в 1606 году, и практически сразу Пон-Нёф стал излюбленным местом парижан. Еще бы, ведь они получили прочную и достаточно широкую (ширина моста около 20 метров), с удобными тротуарами переправу через Сену. Парижане приходили сюда не только прогуляться, но полюбоваться прекрасным видом на реку, а также продемонстрировать публике свои новые наряды. Визитной же карточкой моста стал конный бронзовый памятник Генриху IV, который был установлен на Новом мосту в 1614 году.

Плащи и «вербовка»

Новый мост полюбили все слои парижского общества. Здесь важно прогуливались вельможи, предлагали свои товары купцы (запрет на торговлю был быстро забыт) и искали клиентов дамы с низкое социальной ответственностью. Ну и, конечно же, такое бойкое место не могло не привлекать представителей криминала. Одно время на Новом мосту орудовали даже две банды, именовавшие себя «братьями Доброй Самаритянки» и «Рыцарями Короткой Шпаги». Однако парижане и тех и других называли просто «Подданными бронзового коня», имея в виду бронзового скакуна Генриха IV. Словом, появляться в ночную пору на Новом мосту было смертельно опасно. Причем это касалось не только простых парижан, но и представителей благородного сословия.

Одинокие всадники, которые решались проехать по мосту в темное время суток, запросто могли лишиться не только имущества, но и жизни. Спустя всего несколько десятилетий после открытия моста в Париже даже появился новый тип воров – филу, специализирующихся на краже…. мужских плащей. На первый взгляд такой вид воровского промысла может показаться странным (велик ли с плаща «навар»?), но тем не менее он приносил ловкачам баснословную прибыль. Дело в том, что парижские модники заказывали себе плащи из самой дорогой ткани, и на каждый из них шло огромное количество материала. Подобный предмет гардероба являлся «лакомым кусочком», а потому, выследив разряженного щеголя, филу ловко сдергивал плащ с его плеч и растворялся в толпе. Вот как писала о промысле этих воров в своей книге «Как Париж стал Парижем» американский историк Джоан Дежан: «Из одного плаща можно сшить два новых камзола. За подобные преступления сурово наказывали – например, известный скупщик краденой одежды по имени Валентин был повешен в марте 1665 года, – но выгода была столь велика, что плащи продолжали воровать».

Мало того, со временем филу настолько отточили свое мастерство, что даже научились сдергивать у дам с груди кружевные платки, прикрывавшие декольте. Также на Новом мосту процветал и еще один вид не совсем легального заработка. Промышляли им вербовщики, набиравшие новых солдат для армии его величества. За каждого из рекрутов вербовщик получал из казны довольно приличную сумму, а потому у них в ходу были весьма оригинальные способы «вербовки». Деревенским простакам они обещали баснословное жалованье, славу и головокружительную карьеру, а вот городских парней просто-напросто спаивали или же усыпляли бдительность бедолаг с помощью соблазнительных красоток.

Бывало и так, что подходящих парней вербовщики оглушали прямо на улице, после чего те приходили в себя уже в королевской казарме. Конечно, некоторых из «рекрутов» начинали искать родственники. Вот только вернуть несчастного домой было непросто. Ведь за его свободу нужно было заплатить сумму, выплаченную вербовщику, да еще и с процентами.

Наряд из золотой ткани

Шли века, а Пон-Нёф по-прежнему оставался самым «новым» парижским мостом. Ведь все новости и свежие сплетни «собирались» именно здесь, после чего разносились по всему городу. Эта переправа даже становилась центром народных волнений. В 1617 году, когда был убит Кончино Кончини, маршал д’Анкр – любимец королевы Марии Медичи, здесь, в эпицентре событий, оказался будущий кардинал Ришелье, о чем он впоследствии написал в своих мемуарах: «Тело маршала д’Анкра, без траурной церемонии погребенное под хорами в соборе Сен-Жермен-л’Оксерруа, было вырыто при большом стечении народа под крики и оскорбительные слова толпы, которая отволокла его к Новому мосту и повесила вниз головой в знак устрашения тем, кто чинит народу зло. Маршалу отрезали нос, уши и срамные места, а внутренности швырнули в воду, глумясь над трупом любыми возможными способами.

В это время я был там для того, чтобы увидеться с нунцием, г-ном Убальдини, но столкнулся с трудностями: проезжая по Новому мосту я попал в толпу, волочившую по городу останки маршала и бурно изъявлявшую свое негодование перед статуей покойного Короля».

А в 1792 году, когда над Францией кружили революционные вихри, памятник Генриху IV был разрушен до основания. Но в 1818 году легендарный монумент был восстановлен, и отлит он был из бронзы, полученной из переплавленной статуи Наполеона, ранее стоявшей на Вандомской площади в Париже.

В 1985 году в истории Пон-Нёф состоялось еще одно знаменательное событие – мост получил «наряд» из золотой ткани. Подарили ему эту «обновку» художники Христо Явашев и Жанна-Клод де Гийебон, которые обернули Пон-Нёф и 44 стоящих на нем фонаря подходящим по плотности материалом. Эта необычная инсталляция произвела настоящий фурор, и за те две недели, пока мост блистал золотыми «одеждами», полюбоваться на него пришло три миллиона посетителей, что стало своеобразным рекордом.

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение

Copyright © 2024 "Мир знаний"