История
Михаил Старицкий – он потратил на свой театр все наследство и умер в бедности
Михаил Старицкий – поэт, прозаик, переводчик, драматург, издатель, но прежде всего – один из основателей украинского профессионального театра. Он посвятил свою жизнь театру, что и разорило его к концу жизни.
Родился Михаил Старицкий в 1839 году в селе Клещинцы Золотоношского уезда на Полтавщине в семье отставного ротмистра Петра Ивановича Старицкого и Анастасии Захарьевны Лысенко. По семейным преданиям род Старицких восходил к самим Рюриковичам. А Лысенки являлись потомками казацкого старшинского рода, известного со времен Богдана Хмельницкого, что объясняет интерес Михаила Старицкого к личности знаменитого гетмана, которому он посвятил несколько произведений.
Предприимчивый сирота
Мальчик рано остался сиротой. Когда Михаилу было восемь лет, ушел из жизни его отец, а через несколько лет и мать. Умер также дедушка Захар Иосифович, бывший полковник и участник войны 1812 года, который был весьма образованным человеком и оказал большое влияние на формирование мировоззрения внука.
После смерти родителей Михаил воспитывался в семье двоюродного брата матери Виталия Романовича Лысенко – отца будущего композитора Николая Лысенко. Мальчики всю жизнь сохранили дружеские отношения, которые отразились на их творчестве.
С 1851 года Старицкий учился в Полтавской гимназии, которая в то время была одним из лучших средних учебных заведений Малороссии. Затем поступил в Харьковский университет, а позже перевелся на физико-математический факультет Киевского университета. Также будущий драматург с перерывами учился на юридическом факультете Киевского университета.
Во время учебы Старицкий и Лысенко стали членами Старой громады – организации, занимавшейся общественной, культурной и просветительской деятельностью.
Будучи сиротой Старицкий, тем не менее, не был беден – в 1861 году он вернулся в родное село, чтобы вступить во владение богатым отцовским наследством.
А в 1862 году Михаил женился на 14-летней сестре Николая Лысенко, Софье. Семья была против, но не смогла противостоять этому браку. Влюбленные обманули священника, добавив два года невесте и один – жениху, и тот их обвенчал. До Софьи Старицкий был страстно влюблен в сельскую девушку Степаниду, но она была обручена и не могла ответить взаимностью. Именно ей он посвятил стихотворение «Hiч яка, Господи! Мiсячна, зоряна…», ставшее впоследствии известной песней. Несмотря на авантюрное начало, брак оказался на редкость удачным – Михаил и Софья счастливо прожили вместе 41 год.
В 1868 году Старицкий купил небольшое имение в селе Карповка на Подолье и перебрался туда с семьей.
Только сцена!
А через три года он возвращается в Киев и активно занимается литературной и общественной деятельностью. Свои первые стихи Михаил Старицкий опубликовал под псевдонимом «Гетьманец» во львовских изданиях «Правда» и «Нива».
Вместе с Николаем Лысенко он организует Общество украинских сценических актеров, усилиями которого было поставлено немало пьес, опер и оперетт. В 1872 году, в помещении начальной школы сестер Марии и Софии Линдфорс состоялось первое представление украинского музыкального театра в Киеве – оперетта «Черноморцы», композитором был Николай Лысенко, а автором либретто и постановщиком – Михаил Старицкий. В этом же году ими была создана оперетта «Рождественская ночь» по мотивам Гоголя, которая имела большой успех и стала настоящим культурным событием.
Затем у театра возникли трудности из-за царского Эмского указа 1876 года, ограничившего использование украинского языка, а в частности запрещавшего ставить украинские театральные представления (запрет был снят в 1881 году), на территории Российской империи.
Параллельно Старицкий занимался переводами поэзии Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Некрасова, Генриха Гейне, Джорджа Байрона, Адама Мицкевича, сербских песен («Сербские народные думы и песни», 1876). В 1873 году в Киеве были напечатаны сказки Ганса Христиана Андерсена в переводе Старицкого под псевдонимом Стариченко. Он стал первым украинским переводчиком Гамлета – издание на украинском языке вышло в 1882 году.
В 1882 году, в Елисаветграде, Марк Кропивницкий создал профессиональную театральную труппу, известную как Театр корифеев, и попросил Старицкого стать меценатом нового театра. Он продал свое имение в Карповке и вложил их в развитие театра. Таким образом Старицкий стал директором первого украинского профессионального театра. Он тратил огромные личные средства на содержание актеров, пошив костюмов и создание декораций. Некоторые актеры в труппе Старицкого получали столько, сколько платили только в Императорских театрах. Но вскоре Театру корифеев запретили выступать на территории Киевской, Волынской, Подольской, Полтавской и Черниговской губерний.
И труппа отправилась в Одессу, которую называли Южной Пальмирой, и открыла гастроли спектаклем «Наталка Полтавка». Зрители были в восторге, и Одесса стала центром гастрольной деятельности нового театра. Они также много гастролировали в России, Молдавии, Крыму и Польше.
В 1883 и 1884 годах Старицкий издал два выпуска украинского литературного альманаха «Рада», сыгравшего значительную роль в истории украинской литературы.
Раскол и крах
В 1885 году труппа Театра корифеев разделилась. На этот счет существует две версии. По одной – некий антрепренер украл у Старицкого огромную сумму денег – 30 тысяч рублей. По другой версии, слишком большие нерациональные траты на актеров и декорации быстро истощили бюджет директора. В результате со Старицким остались менее капризные молодые актеры, которыми он руководил до 1891 года, гастролируя по империи.
В 1892-1897 годах Старицкий был режиссером и директором труппы Николая Садовского, а в 1898 году – режиссером труппы Ивана Найды (Руденко), но затем оставил театр.
Пытаясь решить финансовые проблемы, Старицкий занимался переводами и писал на русском языке. Семья жила в основном на гонорары от публикаций. Мастер слова вернулся к историческим темам, которые интересовали его еще в начале творческого пути. Результатом стали исторические романы – «Богдан
Хмельницкий» (трилогия, 1894-1897), «Молодость Мазепы» (1898), «Разбойник Кармелюк»(1903).
Михаил Старицкий стал одним из организаторов Всероссийского театрального общества, которое в 1897 году созвало Первый Всероссийский съезд деятелей сцены, с участием выдающихся театральных режиссеров и актеров современности (Владимир Немирович-Данченко, Александр Ленский, Мария Ермолова, Мария Савина, Александр Южин, Иван Москвин и другие). На съезде Старицкий говорил о невероятно сложных условиях развития театрального искусства на Украине. До этого он неоднократно поднимал вопрос о том, что из-за существующих ограничений украинский театр сводится к бытовой тематике.
Необходимо отметить роль Старицкого в развитии украинского языка, он ввел многие неологизмы, которые стали частью украинского литературного языка.
На протяжении жизни Старицкий подвергался критике с разных сторон. Ревнители украинской культуры жестко критиковали его за переводы на украинский язык русских поэтов, другие ругали его за публикацию части произведений на русском языке в российской периодике, а некоторые даже обвиняли в «плагиате». Всего Старицкий создал 11 пьес по мотивам произведений других авторов (например, «За двумя зайцами» на сюжет малоизвестной тогда пьесы Ивана Нечуя-Левицкого «На Кожемяках», «Цыганка Аза» по повести Юзефа Крашевского «Избушка за селом»), но делал он это с согласия авторов, имена которых всегда указывались. Однажды терпение драматурга лопнуло. Он подал в суд на журналиста Измаила Александровского за клевету и злословие и выиграл – суд признал беспочвенность обвинений, вызванных личной антипатией журналиста к драматургу.
Финансовые неурядицы и незаслуженные нападки окончательно подорвали и без того слабое здоровье Старицкого, и он скончался в 1904 году от сердечного
приступа.
Дочери Михаила Старицкого пошли по стопам отца: Мария стала актрисой, режиссером и педагогом, Людмила Старицкая-Черняховская – писательницей, переводчиком и общественным деятелем, Оксана Стешенко – детской писательницей и переводчиком.