Connect with us

История

Мегалиты Рапануи. Каменные истуканы убили своих творцов?

5 апреля 1722 года голландец Якоб Роггевен первым из мореплавателей Старого Света достиг берегов острова, который назвали островом Пасхи – так как открыт он был в Пасхальное воскресенье.

В нынешнем году этому открытию исполняется 300 лет. Но как бы там ни было, остров Пасхи до сих пор хранит свои секреты. И главный из них – это моаи. 887 каменных монолитных статуй, расставленных по всей площади острова…

Каменные скульптуры расставлены на Рапануи очень неравномерно. Примерно половина разнесена по острову. В этих случаях монументы расставлялись небольшими группами на специальные постаменты. У всех этих изваяний имеются углубления – глазницы, куда вставлялись специальные вкладки. Эти статуи ориентированы особым образом: лицом вглубь острова.

Другая половина находится в районе вулкана Рано-Рараку. Здесь скульптуры расставлены и на внешней стороне, и на внутренней стороне кратера. Достаточно хаотично, но большинство расположено спиной к стене кратера. Они стоят вне зависимости от того, где находится океан. И ни одна из статуй не имеет глазных выемок.

Гипотеза Тура Хейердала

По поводу создания этих колоссов имеется несколько версий. Одну из них подхватил и горячо поддерживал выдающийся норвежский путешественник и исследователь Тур Хейердал. Он был заворожен загадками Пасхи и многое сделал для того, чтобы найти на них ответы. Один из первых базальтовых истуканов, которого зовут Хоа Хакананайа, был установлен в районе культового местечка Оронго. Это изваяние стало образцом для последующих изображений. Поскольку монументы в районе Рано-Рараку расставлены очень плотно и есть много незаконченных скульптур, исследователи пришли к выводу, что этот вулкан – мастерская, работы в которой по непонятной причине резко оборвались. И это единственный карьер, где видно, что статуи высекали именно из его лавы (туфа).

Статуи огромных размеров (5-7-10 метров, самая большая – 21 метр в длину, оставшаяся недоделанной) весили десятки тонн. Вследствие этого решили, что все колоссы были высечены на Рано-Рараку и этот район – место, где скульптуры изготавливались и до времени «складировались». По мере необходимости их партиями разносили по острову и устанавливали на постаменты. Причем, единственным принципиальным отличием статуй на платформах и тех, что оставались у вулкана, было наличие или отсутствие глазных выемок (и Хейердал, и Кэтрин Рутледж, английский антрополог и археолог, изучавшая феномен острова, считали эти статуи просто недоделанными).

Начали и бросили

Одна из самых главных загадок, связанных с моаи, – это попытка объяснить, каким образом тяжелые монументы разносили по разным частям острова. Иногда на многие километры от мастерской. Что касается «глаз», по-видимому, их высекали, когда колосс устанавливался на постамент. Удивительно, но никто до сих пор не объяснил, почему на Рано-Рараку так много статуй, брошенных на ранних стадиях изготовления. Ведь это значит, что их одновременно делали по 30-40 штук.

Хейердал, пытаясь понять технологию их изготовления, провел эксперимент. Аборигены на его глазах высекали статую. Наблюдая за действиями доморощенных скульпторов, которые знали секреты ремесла своих далеких предков только в устном пересказе, Хейердал заключил, что одно изваяние изготавливалось около года. Между тем Ирина Федорова, известный исследователь острова и письменности островитян, основываясь на устных преданиях короткоухих (до появления европейцев на Пасхе проживали два различных народа – ханау-ээпе, или «длинноухие», которые доминировали и обладали своеобразной культурой, письменностью, организовавшие изготовление моаи, и ханау-момоко, или «короткоухие», занимавшие подчиненное положение ), считала, что на создание одного колосса уходило дней 15.

Если приблизительный срок изготовления одной статуи – полмесяца-месяц (с учетом того, что истукана ваяет опытная бригада под руководством умелых мастеров), то 400 изваяний при непрерывной работе 40 коллективов могли сделать за 10 месяцев! Даже если работа была не постоянной, с каникулами, отпусками, недолгими выходными. Подобная работа – при большом напряжении коллективных сил небольшого народа (тогда на острове проживало до 10 000 человек) – вполне могла быть осуществлена за года два!

Не следуя канону!

На острове в течение семи столетий изготавливали статуи из вулканического материала – туфа огромных размеров. Делались целые серии моаи – по 5-15 образцов. Все они повторяли основные пропорции базальтового канонического изображения, выставленного на юге острова рядом с вулканом Рано-Кау.

Скульптуры одной такой партии имели явное портретное сходство между собой, тогда как серии отчетливо отличаются одна от другой. Вероятно, процесс изготовления таких групп моаи проходил следующим образом: возникала идея сделать очередную партию, после чего собирали рабочий коллектив (каменотесы – из короткоухих; идейные вдохновители, организаторы, мастера, прорабы – из длинноухих).

За небольшое время скульптуры высекали, подобрав (или сложив) для нее постамент-платформу (аху). Так как весь остров состоит из вулканов, богатых туфом, вероятнее всего, место, где высекались статуи, выбирали поблизости от подготовленной аху (это предполагает геолог Федор Кренделев, побывавший на острове).

Таких мест, кроме Рано-Рараку, больше нигде не видно. Вероятно потому, что по завершении работ мастера все зачищали: убирали обломки, испорченные базальтовые рубила. А так как с тех пор прошли века, старые каменоломни давно заросли травой и кустарником.

Но были и попытки творческого отхода от канона. Об этом свидетельствует одиночный моаи на аху Атуре-Хуки. У этой приземистой статуи лицо сделано неестественно – оно утрированно широкое. Но, по-видимому, этот эксперимент продолжения не получил.

Прямо противоположным образом изменены пропорции у скульптур на Рано-Рараку. Многие статуи вытянуты в высоту, некоторые превращены в столбообразные фигуры, которые не поставить на аху, – их специально вкапывали основанием в землю (вставляли в «стаканы»).

Лица у некоторых стали интеллектуальнее – заметно «выросла» высота лба, что придало лицам одухотворенность. «Длинноухость», поза, тонкие сжатые губы без намека на улыбку, руки с разворотом кистей к центру – все сохранено. Но у вытянутых статуй кисти больше опущены вниз. И самое главное – огромное разнообразие! Это не повтор одного и того же лица, это разноликие портреты, куда более живые (хотя и сильно стилизованные). Да, у них нет глаз, но лицам с Рано-Рараку и не нужны глаза – там есть все! А вот на внутренней стороне вулкана обнаружены несколько скульптур с проработанными сомкнутыми веками! Значит, им и не планировали высекать глазницы!

Можно констатировать, что завершающий этап создания сопровождался мощным всплеском созидательной активности. Огромным напряжением физических и творческих усилий, вероятно, на последнем пределе возможностей!

Быстрое создание большого количества скульптур без возможности поставить их на постаменты, портретное разнообразие – это должно было шокировать основную массу населения, выросшего на традиции следования жесткому канону, образцом которого является Хоа Хакананайа.

Пока камнетесные работы продолжались, население Рапануи было увлечено порывом этих циклопических усилий. Ведь все было подчинено этому созидательному труду: большая масса островитян обслуживала работников, занятых в каменоломнях, в районе Рано-Рараку были разбиты огороды для пропитания команд, занятых изготовлением моаи.

Но потрясающий творческий взрыв внезапно резко оборвался. Вероятно, общество не выдержало подобного накала активности. Длинноухие организаторы, вдохновители и творцы были физически уничтожены почти полностью. Неожиданное прекращение работ стало великим испытанием для островитян. Короткоухие победили, творческая активность, которая заставляла напряженно трудиться, сменилась агрессией, переросшей в междоусобные войны.

Спаянный коллективным трудом социум рухнул, после чего наступила эра хаоса.

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Города и страны4 недели назад

Лучшие курорты Италии: топ 10

Медицина4 недели назад

Идеальные Улучшения: Брекеты и Как Выбрать Подходящую Стоматологию

Климат4 недели назад

Климат в Кризисе: Путь к Устойчивому Будущему на Земле

Города и страны1 месяц назад

Идеальная Студия в Нижнем Новгороде: Ваш Уютный Уголок в Сердце Города

Солнечная система1 месяц назад

Тайны Япета: Открытие, Исследования и Загадки Уникального Спутника Сатурна

Медицина1 месяц назад

Выбор будущего дома: как найти идеальный пансионат для пожилых

Животные1 месяц назад

Ваш питомец в надёжных руках: как выбрать лучшую ветеринарную клинику

Космические миссии2 месяца назад

Диона: Загадочный мир в системе Сатурна

Космические миссии2 месяца назад

Мимас: Тайны маленького спутника Сатурна

Солнечная система2 месяца назад

Титан: Что известно о спутнике Сатурна?

Медицина2 месяца назад

Уникальный и удобный подход к выбору стоматологии

Информационные технологии2 месяца назад

Математика и физика: персональный подход и интерактивные инструменты обучения в “Тетрике”

Copyright © 2024 "Мир знаний"