Загадочные места
Мачу-Пикчу — «старая вершина»
На нашей исхоженной и исследованной планете редко встречаются места, которые могли бы поразить воображение современного человека. И все же они есть. В Республике Перу — государстве в Южной Америке, в начале XX века в Андах было обнаружено странное поселение, которое местные индейцы называют «Город в небесах», а нам оно известно как Мачу-Пикчу — «старая вершина». Это заброшенное поселение до сих пор вызывает интерес и удивление ученых. Археологи, историки не могут ответить на многие вопросы, в том числе: с какой целью в труднодоступном месте был возведен необыкновенной архитектуры «Город в небесах», по какой причине покинули его жители?
Индейцы забрались высоко в горы не случайно. Они искали труднодоступное место для свободной жизни и совершения священных ритуалов. Они тащили с собой все: нехитрый скарб, семена питательных растений, инструменты, ценности. Ни волов, ни лошадей у них не было, колес они не знали. Все на своем горбу. Глава племени говорил, что надо осваиваться в диких горах, надо строить неприступный город-святилище, надо ловить солнце, смотреть на луну, совершать поклонения божествам, дарить им блестящий металл. И тогда всем будет хорошо.
Давно это было? Предположительно, в 1440 году, то есть за столетие до прибытия в Южную Америку первых испанских конкистадоров — завоевателей. Индейцы дробили камни в каменоломне, поднимали их наверх. Они счищали пласты земли, укладывали камни вплотную, без щелей. Они сооружали священные храмы и жилые дома, выплавляли украшения из золота и серебра и хранили их в храмах. Они создавали империю инков. Инки обещали всем вечную жизнь…
С высоты соседних хребтов святилище Мачу-Пикчу выглядит как игрушечный городок. Он весь из серого гранита. Вокруг яркая зелень, на вершинах гор застыли легкие облачка, глубоко внизу в ущелье петляет река Урубамба. Высота — 2450 м над уровнем моря. Трудно придумать более защищенное поселение. Сегодня оно привлекает туристов своей первозданной природой и исключительным творением рук человека.
ИМПЕРИЯ ИНКОВ
Известно, что в XII веке, избрав для своего поселения долину реки Урубамба, инки начали создавать там свою империю, называемую Тауантинсуйу, что можно перевести как «4 провинции». Постепенно их территория расширилась и достигла сегодняшних Колумбии на севере, Чили — на юге и Бразилии и Аргентины — на востоке, с запада империя омывалась волнами Тихого океана. До открытия Колумбом Северной Америки в 1492 году империя инков превратилась в самое большое государство на территории Южной Америки.
Инки, точнее — властный клан, которому подчинялись индейские племена, были земледельцами. Плугов у них не было, землю рыхлили палками. Выращивали маис, маниоку, картофель, томаты, бобы, табак, коку, хлопок. Они одомашнили ламу, которая давала им шерсть. Посуду делали из глины, но гончарного круга не знали, плавили золото, серебро. Для жилья они связывали древесину кожаными ремнями. Примерно треть своего урожая община оставляла себе, треть отдавала храмам, треть шла на запас. Мужчины из общины служили солдатами, участвовали в строительстве дорог, в прокладывании мостов, возведении храмов, а красивых девушек община отдавала в гарем к инкам-жрецам.
ОТКРЫТИЕ МАЧУ-ПИКЧУ
Первооткрывателем Мачу-Пикчу признан американский историк Хайрам Бингем, который и дал ему это название. Первоначальное название городка неизвестно.
Летом 1911 года Бингем исследовал труднодоступный район в Центральном Перу. От местных индейцев он слышал рассказы о затерянных городах инков, которые не нашли испанцы, но особого значения им не придавал, так как многое на поверку оказывалось пустословием.
Экспедиция Бингема двигалась из города Куско, древней столицы инков, в джунгли. Примерно через 110 км экспедиция вышла к участку, где, по его предположениям, должен был находиться город-крепость Вилькабамба, захваченный испанскими конкистадорами, но ничего не нашли.
Местный индеец Мелчор Артега рассказал Бингему еще об одном покинутом инками городе, который по описаниям походил на Вилькабамбу. Экспедиция пошла сквозь заросли джунглей, вдоль берега бурливой реки Урубамбы. Через пять дней они вышли к подножию горного хребта. Их взору открылось невероятное: на склонах виднелись выложенные каменные террасы, в вышине проглядывали силуэты зданий — целый город. И ни одного человека.
Хайрам Бингем не ожидал такого чуда. Селение произвело на него неизгладимое впечатление. Постройки хорошо сохранились, но отсутствовали крыши. По всему казалось, что жители просто ушли из города, покинув его навсегда. Может быть, из-за эпидемии или другой опасности.
Со времени ухода людей минуло свыше 500 лет, в Мачу-Пикчу никто не заглядывал. Испанцы до него не добрались. Иначе они не оставили бы от него камня на камне.
Как заметил Бингем, город был выстроен на террасах, ко всем храмам вели каменные ступеньки. Строительным материалом служили камни, которые тщательно вытачивали и вплотную подгоняли один к другому без раствора.
В центре городка, как предположил Бингем, возвышался храмовый комплекс, посвященный солнцу, рядом с ним дворец верховного жреца. На восточной стороне городка из каменных глыб был сложен еще один храм с тремя огромными окнами. Позже его так и назвали — «Храм трех окон». Какому божеству он был посвящен, осталось неясно.
Еще на одной скале из камней инки сложили полукруглую башню, на ней были высечены маленькие жертвенники. Бингем обнаружил также странное сооружение, напоминавшее тюрьму,— в нем имелись небольшие клетки-камеры с крючьями, к которым, видимо, приковывали преступников. В стороне он нашел пещеры-захоронения, в которых обнаружили девять женских скелетов.
Позднее все найденные ценные археологические находки Бингем вывез в США. По подсчетам специалистов, их было несколько десятков тысяч. Они стали ценнейшей коллекцией Иельского университета.
ПОХОД ЗА ЗОЛОТОМ
Завоевывать Перу испанцы начали в 1524 году. Мачу-Пикчу к этому времени еще существовал, хотя и доживал свои последние «деньки». Находившиеся в Панаме конкистадоры Франсиско Писарро, Диего де Альмагро и священник Эрнандо де Луке решили исследовать земли, которые населяли инки, и с отрядами на кораблях отплыли из Панамы. Им пришлось пробираться сквозь джунгли, и примерно в 1532 году они добрались до столицы инков Куско, заняли ее, но на этом не остановились.
Испанцы-завоеватели искали в Перу, как и в других землях Южной Америки, золото. Одновременно они забирали с собой крепких здоровых мужчин, реже женщин, которых выгодно продавали в Европу. Инки не смогли противостоять испанцам, вооруженным мушкетами, пушками, стальными саблями, копьями. Услышав выстрелы, барабанный бой, они все бросали и убегали. Пришельцы казались им бородатыми чудовищами из другого, страшного мира.
Золото у инков было. Они изготовляли из него разные украшения, которые сохраняли, как правило, в храмах. Никто его не брал. Испанцы, зная об этом, искали храмы, хватали жрецов, допытывались у них, где хранится золото. Жрецы не выдерживали и рассказывали…
16 ноября 1532 года Франсиско Писарро захватил в плен правителя инков Атауальпу. За свое освобождение вождь сам предложил испанцам золота и серебра в объеме… трех комнат. Писарро не поверил, но согласился. По указу Атауальпы во все концы страны были отправлены гонцы. Скорее всего, гонцы Атауальпы забрали золото также и из города-святилища
Мачу-Пикчу.
Атауальпа сдержал слово, собрал обещанный выкуп. Испанцы получили желаемое, но… нашли повод и казнили главу инков. По подсчетам современных специалистов, выкуп Атауальпы мог составить около б тонн одного золота.
Всего же с 1541 по 1560 год испанцы буквально «озолотились», они вывезли свыше 500 тонн золота.
ЗАКАТ МАЧУ-ПИКЧУ
По предположениям современных ученых, город-святилище Мачу-Пикчу, созданный примерно в XV веке для жрецов и властителей, обслуживали простые индейцы. Общее количество населявших его составляло около 1000 человек.
Инки были язычниками, они поклонялись Солнцу, Луне, особым божествам, которым сооружали храмы. Подобные храмы находились и в других городах инков.
Непонятно, по какой причине, но к середине XVI века жизнь в городе-святилище Мачу-Пикчу стала замирать. Похоже, что первыми его покинули жрецы, возможно, они просто все умерли. Обслуживать стало некого. Жить в труднодоступном месте становилось все сложнее и сложнее, и люди покинули город-святилище. Вероятно, они унесли с собой оставшиеся ценности, в том числе золото.