Человечество
Люди, как птицы, в творчестве Алексея Клокова…
Птицам в искусстве отведена очень важная символическая роль. Путешествуя между двумя мирами — небесным и земным, они ассоциируются как с человеческим, так и с божественным началом, воплощая мудрость, свободу, вдохновение… не говоря уже о том, что яйцо является сакральным символом победы жизни.
К изображениям птиц обращались многие великие живописцы — Винсент Ван Гог (“Пшеничное поле с воронами”), Сальвадор Дали (“Лебеди, отражающиеся в слонах”), Карел Фабрициус (“Щегол”), Клод Моне (“Сорока”), Поль Гоген (“Пейзаж с павлинами”), Алексей Саврасов (“Грачи прилетели”), Виктор Васнецов (“Гамаюн, птица вещая”), Николай Рерих (“Заморские гости”), Константин Юон (Лебеди. Парк Монсо в Париже”)… Через образ птицы каждый из них по-своему выражал огромную палитру чувств: надежды и отчаяния, доверия и тревоги, радости и скорби…
Свою лепту в «птичью» тематику внес и известный русский художник Алексей Клоков, рассматривая образ птицы через алхимическую призму накопления внутреннего опыта души, свободной от чувств и ограничений тела. Воплощение такого опыта алхимики видят в стадиях Черный Ворон — Белый Лебедь — Павлин — Пеликан — Феникс.
Черный Ворон является отправной точкой путешествия души. Отправляясь в темные глубины своего внутреннего мира и под влиянием внутренней работы, душе предстоит трансформировать свою тьму. Стадия черного ворона — это своего рода процесс разжигания внутреннего огня, переходящего в так называемое внешнее тление — отсюда и выбор фона картины. Поскольку любая тьма содержит в себе возможность света (высших сил), здесь же изображен желто-золотой шар — он пока находится вне поля зрения ворона, но все же присутствует в его пространстве.
Белый лебедь — это следующая стадия развития души — стадия осмысления и покоя, когда душа переходит в соприкосновение со светом (до этого находящегося в невидимой зоне). На картине это тот же желто-золотой шар, однако теперь он расположен прямо перед глазами лебедя, плывущего по водяной глади в белых отблесках луны. Это стадия олицетворяет начало прозрения и открытие способности видеть истинную суть вещей. Как говорят алхимики, здесь тело уже очищено вороном и лебедем, представляющими “разделение души на две части — злую (черную) и благую (белую)”.
Будучи очищенной, душа переходит в стадию Павлина, который триумфально воплощает выход из дуального восприятия (хорошее-плохое, доброе-злое, черное-белое), открывая для себя новую многомерную и красочную картину мира. Это одна из сложнейших стадий трансформации души, которой предстоит выйти за пределы собственных привычных представлений, чтобы соприкоснуться с более глубоким внутренним опытом астрального мира. На этой стадии в душе должна произойти переоценка прошлого опыта, принятие его уроков и наконец понимание того, что все происходящее было не случайно!
Стадия принятия кристаллизуется в новом образе, который символизирует подготовку к финальному этапу развития души. Эта стадия является окончательной проверкой внутренних ресурсов на прочность и выражена в образе Пеликана. Здесь пробужденное сознание окончательно подчиняет себе чувства и тело, принося их в жертву развития своего духовного “Я”. По представлениям алхимиков, пеликану должно вновь и вновь пронзать грудь клювом, чтобы накормить своих птенцов собственной кровью — отсюда огненный цвет клюва на картине, как символа боли и одновременного вознесения над ней.
Феникс представляет собой заключительную и высшую стадию трансформации души, которая уже не зависит от физического тела. Это своего рода воскрешение из пепла, отсылающее к греческой легенде об огненной птице Феникс, которая обновляется каждые пятьсот лет. В алхимической терминологии эта стадия означает обретение философского камня (по Юнгу “освобожденная душа”) — пройдя путь от черного ворона до феникса, душа наконец-то приходит к просветленному сознанию и внутренней гармонии, она становится трансцендентной…