История
Лучшие работы Екатерины Белокур украли на выставке в Париже
Украинская художница Екатерина Белокур – явление мирового масштаба. Она была уникальна во всем: сама изготавливала кисточки из шерсти котов, самостоятельно открывала секреты мастерства и даже впервые серьезно влюбилась в 50 лет! Недаром Пабло Пикассо как-то сказал: «Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир!»…
Будущая великая художница родилась в день святой Екатерины – 7 декабря 1900 года в селе Богдановка Полтавской губернии Российской империи.
На грани самоубийства
Отец, Василий, был зажиточным крестьянином, имел около трех десятин земли, держал скот.
В 6-7 лет девочка уже научилась читать, а помогали ей дед и отец, которые были удивлены ее настойчивостью и усердием. Девочка сама овладела грамотой, много читала и стремилась к чему-то недосягаемому.
На семейном совете Катю решили в школу не отдавать – ведь читать и считать она умеет, а так будет экономия одежды и обуви. Конечно, решение было жестоким. Девочка хотела рисовать, но родители, особенно мать, были против такого увлечения. Рисунки Катерины уничтожали у нее на глазах.
Но она продолжала творить. На первых порах кисточки для рисования Катя мастерила из шерсти котов и веточек деревьев, а в качестве красок ей служили настои свеклы, бузины и калины. Она искала, где можно получить хоть какое-либо художественное образование, и случайно узнала о Миргородском техникуме художественной керамики.
Вскоре она приехала в Миргород. Но ее не приняли, так как у Кати не было школьного аттестата. Комиссия даже не посмотрела ее рисунки. Отчаявшись, она все свои рисунки оставила на лавочке во дворе техникума. Но это был минутный порыв.
Через пять лет, в 1928 году, художница-самоучка оказалась в Киевском театральном техникуме. Но и здесь у нее потребовали документ о школьном образовании. И снова последовал отказ.
Катерина вернулась домой в полном отчаянии и решила пойти на реку, чтобы утопиться. Но так уж случилось, что случайно на берегу реки оказался ее родной брат, который и спас сестру. В ледяной воде она простудила ноги, и это не давало ей покоя до конца жизни.
Одна, но пламенная страсть
Этот поступок Катерины подействовал на главу семейства. Отец понял, что дочку не «перевоспитать», и дал добро на занятие творчеством.
Вместе с тем родители пытались как-то устроить и личную жизнь дочери, выдать ее замуж хоть за кого-то. Но она говорила женихам: «Я буду вашей верной женой, если разрешите мне рисовать».
Так что ее единственным утешением и отрадой оставалась кисть. И Катерина продолжала творить, овладевала непростым «малярным мастерством». Рисунки углем на кусочках полотна остались в прошлом, забыла она и о красках собственного изготовления. Появились совсем новые, которые стали ее любимыми: светло- и темно-красная киноварь, темно-синий кобальт, ультрамарин, кадмий, темно-розовый краплак.
1940 год решил дальнейшую судьбу художницы. Она услышала песню «Чи я в лузi не калина була» в исполнении Оксаны Петрусенко. Катерина написала артистке письмо и вложила в конверт кусочек полотна с изображением калины. Петрусенко письмо получила и попросила известного художника Василия Касияна и поэта Павла Тычину обратить внимание на художницу-самоучку из Полтавщины. Вскоре в Богдановку приехал Владимир Хитько, который в то время возглавлял художественно-методический совет областного Дома народного творчества. Он встретился с Катей, посмотрел ее работы и забрал с собой в Полтаву 11 законченных картин.
Через неделю состоялась выставка в Полтаве. Она имела огромный успех. 40-летнюю художницу премировали поездкой в Москву. Вместе с Хитько она посетила Третьяковскую галерею и Пушкинский музей. Самое большое впечатление на нее произвели работы «голландцев», художников-передвижников и французских импрессионистов. В этот творческий период она в основном изображала цветы, нередко сочетая весенние и осенние. Кроме того, рисовала пейзажи и портреты. В это время появились ее знаменитые «Березка», «Полевые цветы», «Цветы над тыном», «Цветы на голубом фоне»». Но не только это интересовала художницу. Она писала и портреты современников, например «Портрет колхозницы Татьяны Бахмач», «Портрет Софьи Журбы», «Портрет Надежды Белокур», пытаясь достигнуть в них сходства с оригиналом. Энергию для написания картин Катерина черпала из народного творчества, именно в этом была особенность ее живописи. А главным импульсом были народные песни, сказки, легенды, народное искусство. В это время ее работы с охотой стали брать не только на республиканские выставки в Киев, но и в Москву. А со временем они побывали и за рубежом.
В 1949 году Екатерину Белокур приняли в Союз художников Украины, через два года ее наградили орденом «Знак почета», а потом присвоили и звание народного художника УССР.
После 1950-го у нее уже были свои ученики – Ольга Бинчук, Тамара Ганжа, Анна Самарская. В эти годы ее картины регулярно экспонировались на выставках в Полтаве, Киеве, Харькове, Одессе. А картины «Царь-Колос», «Березка», «Колхозное поле» участвовали в экспозиции советского искусства на Международной выставке в Париже в 1954 году.
Через три года, в 1957-м, в Париже организовали огромную международную выставку, среди участников которых была и Белокур. Из восьми картин, которые представляли в Лувре, домой не вернулись «Царь-Колос» и «Березка». Ей принесли извинения, но картин так и не нашли. Хоть Белокур и компенсировали стоимость украденных картин, это событие сильно ударило по здоровью Катерины.
«Белая ворона» мировой живописи
Те, кто знал Катерину близко, нередко называли ее «белой вороной». Настолько беспомощной, наивной и простодушной она была. Писатель Михаил Слабошпицкий говорил, что Катерина в глазах земляков считалась блаженной. И только в конце жизни ее невероятный талант, оценили в полной мере.
А открыл Екатерину Васильевну для мира украинский писатель, искусствовед и исследователь творчества художницы Николай Кагарлицкий. Он собрал и изучил письма художницы, воспоминания о ней, открыв современникам глаза на это уникальное и самобытное явление. Многие были поражены теми знаниями и душевным богатством, которыми была наделена эта «необразованная селянка». Ведь она могла цитировать стихи Шевченко, Пушкина, Лермонтова, ссылалась в своих выступлениях на Горького и Гоголя. А Пабло Пикассо не раз сравнивал Катерину с другой великой художницей-самоучкой – Серафин Луиз из Санли.
К концу жизни к Катерине пришел не только профессиональный успех, но и любовь – первая и последняя. Она влюбилась в писателя и журналиста Дмитрия Косарика. Они познакомились на одной из выставок. Встречи их были редкими. Все общение проходило на уровне переписки, поскольку Дмитрий был женат. Катерина была совестливым человеком, она не могла разрушать чужую семью.
До последнего момента она вспоминала Дмитрия и уже на смертном одре просила, чтобы он приехал. Она очень мечтала переехать жить в Киев, но судьба распорядилась иначе. К сильным болям в ногах добавились и сильные боли в желудке. Домашние лечебные средства не помогали, а нужных лекарств в местной аптеке не было.
В начале июня 1961 года умерла ее 94-летняя мать, за которой Катерина ухаживала. А через неделю после смерти матери в Яготинской районной больнице от саркомы желудка отошла в мир иной и Катерина Белокур. Художницу похоронили в родной Богдановке.