История
Кунсткамера — Петровские чудеса
Кунсткамера — первый в России музей, собрание удивительных редкостей — была создана Петром I в 1714 году, и посетить ее мог каждый желающий, независимо от сословия. Сегодня, по прошествии столетий, Кунсткамера по-прежнему привлекает своими невероятными экспонатами, которых здесь больше миллиона — человеческих аномалий, магических артефактов и природных чудес…
ЗЕЛО ДИВНО
Что вдохновило Петра I на создание такого музея, доподлинно неизвестно. По одной из версий, однажды, гуляя по Васильевскому острову, царь увидел две сосны, одна из которых проросла ветвями в ствол другой так, что невозможно было различить, где чьи ветви. Говорят, что место для постоянного здания музея Петр выбрал именно там, где росли причудливые деревья. Он приказал их аккуратно вырубить и наиболее выразительные части поместить в Кунсткамере. Кстати, эта находка хранится там по сей день.
Но в тот день государь увидел эти деревья, удивился и забыл. А вспомнил лишь через несколько лет, в 1697 году, когда отправился с дипломатической миссией в Англию и Голландию. Именно там Петр I впервые посетил «куншты» — кабинеты, где хранились разные редкости: коллекции диковинных насекомых, чучела животных, заспиртованные человеческие органы. От слова «куншт», что в переводе означало «редкость», и пошло название Кунсткамеры. В дневнике, который по приказу Петра вели в этой поездке, часто встречается восклицание: «Зело дивно!» Особенно потрясла царя тогда еще молодая наука анатомия: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно — сердце человеческое, легкое, почки. Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки».
Под впечатлением от увиденного Петр I по возвращении домой решил организовать подобный музей во дворце.
ЦУКЕРБРОД И РЮМКА ВОДКИ
Царь немедля стал покупать различные редкости, уникальные артефакты, которые легли в основу его коллекции. Когда по его приказу столицей стал Петербург, «кабинет редкостей» переехал вместе с ним в Летний дворец. Тогда помещение, где расположился музей, называли на немецкий манер Куншткамерой. Хранителем экспонатов был назначен президент Аптекарской канцелярии Роберт Арескин, а «надсмотрителем редкостей и натуралиев» стал Иоганн Шумахер.
Первое время Кунсткамеру могли посетить лишь избранные, но в 1719 году часть коллекций выставили на всеобщее обозрение. Публике демонстрировались в основном живые экспонаты: редкие животные и люди с разными отклонениями (уроды, карлики, великаны и т. п.). Музей постоянно пополнялся новыми чудесами, которые по распоряжению царя покупали в разных странах. И в конце концов их стало так много, что некоторые пришлось хранить в подвалах, что огорчало Петра I. Ведь в подземельях редкости портились от сырости, да и похвалиться ими перед публикой не было возможности. Поэтому царь принял решение поместить коллекцию на Васильевском острове в Кикиных палатах — во дворце боярина Кикина, обвиненного в государственном заговоре и высланного из столицы.
Однако простой народ не очень-то стремился посмотреть на редкости, даже поговаривали, что на них лежит печать Антихриста. Чтобы хоть как-то привлечь посетителей, государь распорядился не взымать плату за вход и подносить всем рюмку водки, а непьющим — «кофе с цукербродами». И даже выделял из казны на это дело 400 рублей ежегодно. Музейные служащие рассказывали посетителям о происхождении того или иного экспоната, обращали внимание посетителей на самые интересные экземпляры. Благодаря всем этим мерам в музее с тех пор всегда было много народа.
Основу анатомической коллекции составляли 937 экспонатов, собранных бальзамировщиком Фредериком Рюйшем: младенцы с двумя головами, примеры различных патологий, врожденных уродств и прочих ужасов. Рюйш собирал свою коллекцию всю жизнь и очень ею дорожил. Но все же продал ее Петру I за 30 тысяч голландских гульденов, веря в то, что царь сумеет ею правильно распорядиться.
Чтобы музей продолжал пополняться редкими экземплярами, царь издал указ, который предписывал: «Если кто найдет в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть… да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди… чтобы также бы приносили, за что давана будет довольная дача, смотря по вещи». И экспонаты в музей стали прибывать. Не только со всей России, но и из-за границы.
В ОГНЕ НЕ ГОРИТ
Отдельное здание Кунсткамеры было построено только в 1734 году. Строительство, начатое в 1718-м, шло долго, ему постоянно что-то мешало. К сожалению, Петр I, скончавшийся в 1725 году, не увидел свою драгоценную коллекцию в новом помещении.
В 1747 году в Кунсткамере случился пожар, и многие экспонаты сгорели. Очаг пожара находился в деревянной башне у западного крыла, в которой располагалась обсерватория. В результате полностью сгорели этнографические коллекции, был утрачен уникальный Готторпский глобус, от которого остались дверца и остов. Сегодня посетители могут увидеть точную копию раритета, подаренного царю Карлом Фридрихом. Внутри огромного шара стоит стол и скамья, на которой одновременно могут сидеть 12 человек. На внешней поверхности глобуса находится карта мира, а внутри его — звездная карта неба. Служащие музея, спасая раритеты и документы, выбрасывали их на улицу. А ночью бесхозные вещи были похищены.
Все, что не пострадало, перевезли к Демидову и Строганову, дома которых стояли поблизости. Последствия пожара были устранены лишь в 1766 году, а саму башню в первоначальном виде восстановили только спустя 200 лет. Служащие музея разослали списки сгоревших экспонатов по России с просьбой прислать их заново. К счастью, в 1741 году был издан каталог с описанием всего того, что хранилось в музее.
В начале XIX века Кунсткамера снова начала заполняться. Многие редкости тогда привез капитан Кук из Полинезии. Кунсткамера, как и задумывал Петр I, стала не просто первым российским музеем для «поучения и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук». Она стала колыбелью для некоторых исследовательских институтов. Сегодня Кунсткамера — это Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН.