Загадочные места
Крепость царя Ирода
В книге древнего историка Иосифа Флавия «Иудейская война» описано событие, произошедшее утром 15 нисана (месяц библейского года, соответствующий второй половине марта – началу апреля по григорианскому календарю) 73 года н. э. Тогда восемь тысяч римских воинов ворвались в крепость Масада, которую осаждали более трех лет. То, что они увидели, заставило их «застыть в молчании». Перед ними лежали 960 трупов мужчин и женщин – защитников крепости, которые предпочли добровольную смерть мучительному и позорному рабству.
Спасительный дождь
Упоминания о крепости встречаются и в трудах других древних летописцев. Согласно письменным источникам, первым правителем, который построил в этом месте укрепленный пункт, был царь и первосвященник (священнослужитель, возглавлявший службу в главном храме) Ионатан Хасмоней – это произошло во II или I веке до н. э. Сооружение на высокой (450 метров) скале получило название Масада (в переводе с иврита – «крепость»).
В 37 году до н. э. в Масаде находился назначенный решением римского сената царь Ирод I (тот самый, который чуть позже повелел истребить всех младенцев в Вифлееме, чтобы избавиться от Иисуса, который мог отобрать у него власть). В Иерусалиме тогда правил царь и первосвященник Маттафия Антигон II, не пожелавший отдать трон Ироду. В результате римский ставленник укрылся в Масаде вместе с семейством, а также со свитой и охраной, состоящими из 800 человек.
Ироду удалось каким-то образом обойти заслоны и на корабле уплыть в Рим за помощью. Но осажденным пришлось нелегко – из-за блокады в крепости кончилась вода. Сторонники Ирода уже помышляли о бегстве, но в назначенную для этого ночь неожиданно пошел сильный дождь, наполнивший устроенные в Масаде водохранилища.
Ирод, вернувшийся с подкреплением, разгромил войска Маттафии Антигона II и занял его место. Но на всякий случай превратил Масаду в неприступное убежище для себя и своих сторонников. Крепость обнесли высокой стеной с 37 башнями, здесь возвели дополнительные укрепления и продуктовые склады на случай длительной осады. В скале были высечены 12 бассейнов-водоемов для сбора дождевой воды. Кроме того, в крепости имелись большая общественная баня, синагога, комфортные помещения для правителя, оружейные склады, многочисленные вспомогательные постройки. Здесь же Ирод I хранил золото.
Сверху Масада выглядела как ромб размером 600 на 300 метров. Скала имела отвесные склоны и единственную связь с внешним миром – узкую Змеиную тропу, поднимающуюся со стороны Мертвого моря. Воины противника вынуждены были бы идти по ней гуськом, поэтому не представляли особой опасности.
Не захотели принять титул
После смерти Ирода I (4 год до н. э.) в Масаде разместился римский гарнизон, пробывший здесь до 66 года н. э. – когда началось массовое восстание против римлян, названное Первой иудейской войной.
Поводом к восстанию стали притеснения Гессия Флора, прокуратора (правителя, назначенного Римом) Иудеи, который распорядился изъять серебро из храмовых сокровищниц иудеев. В ответ зелоты (ревностные сторонники еврейской религии) подняли народ на борьбу. Восстание охватило всю страну и даже перекинулось на еврейские общины в Сирии и Египте. В городах происходили уличные битвы, в которых гибли тысячи людей.
Император Нерон направил на подавление восстания в небольшой провинции огромную 60-тысячную армию под командованием опытного полководца Веспасиана. Римские воины взяли несколько небольших еврейских городов, при этом погибли 40 тысяч местных жителей. Уцелевшие отряды зелотов укрылись в Иерусалиме.
К тому времени в Риме произошел переворот: в 68 году н. э. Нерон был свергнут, и после кратковременного правления нескольких императоров трон перешел к Веспасиану.
Командовать осадой Иерусалима стал его сын Тит. Известно, что уже в первые месяцы битвы за.город были убиты более 115 тысяч иудеев. Взятие Иерусалима сопровождалось кровавой резней и разрушениями. Тит праздновал свой триумф в Риме, куда для казни привезли нескольких плененных руководителей восстания.
В течение войны, по свидетельствам древних историков, погибли более 600 тысяч евреев (при общем количестве 2 миллиона). Тех, кто уцелел, продали в рабство. Победа досталась римлянам настолько тяжело и была такой кровавой, что ни Веспасиан, ни Тит не захотели принять титул «Победитель иудеев».
Три года для строительства насыпи
Несколько сотен восставших с женами и детьми проникли в крепость Масаду. Им удалось перебить римский гарнизон и, завладев оружием, которое хранилось здесь со времен Ирода I, долгое время противостоять воинам 10-го легиона под предводительством Флавия Сильвы.
Осада длилась в течение трех лет! Менее тысячи иудеев, включая женщин и детей, успешно противостояли восьмитысячной римской армии. Флавий Сильва выбрал место с западной стороны крепости, где высота отвесной скалы была наименьшей и составляла 100 метров. Сюда евреи-рабы по приказу римлян носили землю и стволы деревьев для создания осадного вала. Его остатки сохранились до наших дней. За три года девять тысяч рабов подняли искусственную насыпь на нужную высоту. Затем на ней построили 25-метровую осадную башню с мощным тараном, чтобы пробить брешь в крепостной стене.
Защитники Масады старались помешать замыслу римлян. Строителей насыпи постоянно обстреливали из луков и бросали в них камни. Из-за этого рабы вынуждены были работать только одной рукой, а в другой удерживать щит.
Когда римские воины начали таранить стену крепости, иудеи прямо за ней возвели другую – из деревянных бревен, пространство между которыми заполнялось землей. Материалом для ее постройки послужили разобранные строения. Новая стена была хороша тем, что таран, предназначенный для камня, увязал в более мягком материале и не мог его разрушить. Но римляне через пробитую каменную стену начали забрасывать деревянный каркас факелами и зажженными стрелами. Бревна стали гореть, а грунтовая начинка – осыпаться. Защита Масады подошла к финалу.
Остались свободными
В ночь перед решающим штурмом римлян предводитель иудеев Эл’азар Бен-Яир собрал всех, кто остался в крепости, и убедил их не стать жертвами и рабами победителей, а погибнуть свободными людьми. Историк Иосиф Флавий в своей книге воспроизвел эту речь со слов двух женщин и пяти детей, которые спрятались в одном из водохранилищ и потом попали в плен к римлянам.
Воины согласились со своим командиром. Сначала каждый из них собственноручно перерезал горло своим жене и детям. Потом был брошен жребий – и выбраны десять исполнителей последней воли. Они таким же способом, перерезав горло, умертвили остальных защитников крепости. Затем сожгли все. представляющее хоть какую-то ценность, за исключением продовольствия – чтобы римляне не подумали, что к самоубийству иудеев подтолкнул голод. После этого один из десяти, также выбранный жребием, убил остальных и бросился на меч.
Отметим, что иудаизм рассматривает самоубийство как тягчайший грех – и выбранная тактика позволила свести количество совершивших суицид всего к одному человеку.
Римские воины были поражены стойкостью духа защитников крепости. И уже много лет Масада является символом национального мужества и стремления к свободе.
Символ национального героизма
После этих событий в Масаде опять разместился римский гарнизон. А когда в V веке н. э. Римская империя пала, крепость пришла в запустение. Примерно через столетие здесь поселились византийские христианские монахи, устроившие свои кельи внутри разрушенных зданий и рядом с ними. Но по каким-то неведомым причинам священнослужители позже ушли из Масады – и остатки необитаемой крепости попросту затерялись.
Только в 1838 году двое американских исследователей, Эдвард Робинсон и Эли Смит обнаружили этот исторический объект на горе, которую арабы называли А-саба, и сравнили его с описаниями, данными в книге Иосифа Флавия. Стало ясно, что перед ними действительно Масада, бывшая неприступная крепость библейского царя Ирода.
Ее изучение до поры шло очень неспешными темпами. В 1852 году был составлен план крепости, в 1905-м – обнаружены и немного расчищены системы водоснабжения.
Только уже значительно позже образования государства Израиль, в 1963-1964 годах, в крепости были проведены масштабные археологические работы. В ходе раскопок расчистили и реставрировали почти все постройки. А итогом деятельности археологов стало издание восьмитомного труда, посвященного письменам, монетам, предметам обихода и другим находкам на территории Масады. Кстати, возле одного из дворцов, на площадке, которая могла служить местом для сбора, обнаружили 11 глиняных черепков, на каждом из которых было начертано лишь одно имя – именно они, скорее всего, использовались для смертельной жеребьевки воинов.
В 1966 году Масаде присвоили статус Национального археологического парка, а в 1971 году на восточном склоне горы была сооружена канатная дорога. Сейчас это один из наиболее популярных туристических центров Израиля. Бывшая крепость царя Ирода является символом национального героизма еврейского народа: здесь многие новобранцы принимают присягу и дают клятву. «Масада больше не падет!»
Ростислав
at
Жаль, что старая Рязань не является археологическим парком.