Connect with us

История

Крах русских масонов

В современной историографии уделяется много внимания теме преследований, которым подвергались масоны в первые годы после утверждения советской власти в России. При этом как бы подразумевается, что в имперский период вольным каменщикам жилось комфортно и вольготно. Это совсем не так.

БЕЙ КАМЕНЩИКОВ

Еще Екатерина II, лелеявшая мечту о просвещенном абсолютизме, относилась к тайным обществам с подозрением. Сохранилось несколько сатирических памфлетов, написанных лично императрицей и направленных против масонов. После событий Великой Французской революции, виновниками которой молва объявила неких тайных заговорщиков, связанных с орденами вольных каменщиков, шутливый тон в России сменился откровенным неприятием. Последовала череда гонений и арестов. Под опалой оказался ряд видных чиновников и военных. Недолгая оттепель наступила во времена правления Павла I, когда сам император считался предводителем и покровителем масонов, но благоденствие длилось недолго. К концу жизни царь утратил интерес к масонству и принял титул командора ордена мальтийских рыцарей, что автоматически делало его врагом мистических кружков и обществ.

Александр I помнил печальную участь своего отца и чрезвычайно боялся заговоров. Именно поэтому 1 августа 1822 года он подписал высочайший рескрипт на имя управляющего делами Министерства внутренних дел графа В. П. Кочубея «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». Однако исполнение императорского повеления всячески саботировалось. И это неудивительно, ведь Кочубей сам был видным масоном. Понадобился повторный рескрипт, выпущенный уже Николаем I в 1826-м. Только тогда масонские ложи были распущены, а их бывшие члены взяты под негласный надзор. С этого момента и вплоть до революции 1905 года все известные русские масоны получали посвящение за границей, преимущественно во Франции и Италии.

ПОРА ДОМОЙ

В 1906 году, когда всю Россию лихорадило от бунтарских настроений и призывов к свободе, в страну из вынужденного изгнания вернулся Максим Максимович Ковалевский — удивительный человек, ставший крестным отцом русского регулярного, то есть имеющего патент на работы, масонства новой волны. Восприняв декрет о свободе собраний как сигнал к действию, он принял решение немедленно вернуться на родину.

Великий русский социолог, историк, юрист, Ковалевский еще в 1882 году, в бытность свою преподавателем в Московском университете, привлек к себе внимание царской охранки. А в 1887-м по личному указанию министра народного просвещения И. Д. Делянова был уволен за либеральные взгляды без права преподавания. Оставшись без работы, он эмигрировал в Европу, где преподавал социологию в лучших университетах, создал в 1901 году «Русскую высшую школу общественных наук» в Париже, в которой обучались либеральные политики, в том числе и молодой А. В. Луначарский, будущий первый нарком просвещения РСФСР Как пишет Нина Берберова, «профессор отличал его и считал поборником свободы и демократии».

Кроме этого, Ковалевский не на шутку увлекся масонством и прошел посвящение в парижской ложе «Космос», основанной в 1887 году известным русским изобретателем П. Н. Яблочковым. 11 января 1906 года Максим Максимович получил от французских братьев временные полномочия, позволяющие «создать на востоке Москвы или Петербурга правильную ложу, работы которой могут быть начаты позднее в законной форме назначенным вами делегатом», и, полный энтузиазма, отправился в Россию возрождать масонские идеалы.

К тому времени в обеих столицах империи воздух был буквально пропитан оккультными идеями. Открывались многочисленные общества спиритуалистов и теософов, процветала астрология — в такой обстановке мистические взгляды Ковалевского нашли отклик и поддержку. Мало того, он вернулся в страну к становлению Первой Государственной думы и был избран в нее от Харьковской губернии. Кроме того, ему в самый короткий срок удалось создать две головные ложи: в Москве — «Возрождение» и «Полярная звезда» в Петербурге. А уже через 2 года масонские отделения действовали в Киеве, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах от Варшавы до Иркутска.

НЕПРАВИЛЬНАЯ ЛОЖА

В это же время обозначилось коренное отличие «нового русского масонства» от европейского: в русские ложи стремились попасть политики для повышения своего статуса — масонство превратилось в инструмент политического влияния. Французские мастера возмущались и пренебрежением к ритуалам и масонскому мистическому символизму, царившему на собраниях русских «братьев». В 1912 году Ковалевский стал одним из основателей организации «Великий Восток народов России». Такой шаг обозначил разрыв с материнскими французскими ложами. С этого момента русское масонство теряет статус регулярного и отправляется в свободное плавание. Разрыв был настолько глубок, что русских масонов после 1912-го ни разу не приглашали на международные масонские мероприятия. Позже А. Ф. Керенский настаивал: «Хотел бы подчеркнуть, что наше общество было неправильной масонской организацией».

ЗАГОВОРЩИКИ

Вопреки расхожему мнению, масоны не вынашивали на тот момент никаких революционных планов и не стремились к захвату власти. Масонского заговора просто не существовало. Б. И. Николаевский в своей работе «Масонство и революция» пишет, что «революционеров в ложах не было», и вообще, масонство в это время не имело отношения к заговорам. А вот к 1917 году ситуация резко изменилась. Несмотря на то что масонские организации всячески абстрагировались от революционного движения, среди «братьев» появились заговорщики. Известно, что многие члены Временного правительства, фактически совершившего государственный переворот в стране, в том числе и его глава А. Ф. Керенский, были масонами.

Но после октябрьских событий 1917 года все ложи, имевшие маломальское отношение к настоящему масонству, самораспустились, прекратив существование. И гонениям в СССР подвергались уже просто мистические кружки, которые самовольно присвоили себе название «масоны». Отдельные «братья» принимали участие в Белом движении, но масонская тема стала столь токсичной, что они предпочитали не афишировать свои взгляды, ведь к началу 1917-го миф о «жидомасонском» заговоре против России был одинаково популярен как среди красных, так и среди белых. Обе стороны искали виноватых в «русской катастрофе», и на роль козлов отпущения были назначены евреи и масоны.

РАЗРЫВ

Другим мощным источником околомасонской деятельности в России начала XX века стал обновленный мартинизм, пришедший из Франции.

«Русский мартинизм» начинался как вполне лояльное продолжение общего течения, но из-за постоянных склок среди «офицеров» ордена в 1912 году произошел разрыв с материнскими ложами Франции. Именно в этот момент среди отечественных мартинистов выделились две фигуры, сыгравшие роковую роль в развитии и закате русского «мистического андеграунда». Одним из видных подвижников мартинизма заслуженно считался Григорий Оттонович Мебес, основавший в Петербурге мартинистскую «Великую ложу Аполлония Тианского». Швед по происхождению, Мебес преподавал французский язык в Пажеском и математику в Николаевском кадетском корпусах. Попутно он серьезно занимался оккультизмом и написал несколько значимых мистических трудов. И именно Мебес инициировал разрыв с французскими «братьями». В конце 1912 года он сообщил знаменитому мистику Папюсу, что в Петербурге утверждается «Автономный разряд мартинизма русского послушания», после чего «Верховный совет ордена мартинистов» в Париже лишил россиян всех званий и регалий. С этого момента организация Мебеса хоть и претендовала на принадлежность к ордену, но по сути стала обычным мистическим кружком.

САМОЗВАНЦЫ

Вторым, поистине демоническим персонажем для русского околомасонского движения, стал Б. В. Астромов. Он получил посвящение в Италии, в ложе «Авзония», будучи учеником знаменитого психиатра-масона Чезаре Ломброзо, но до звания мастера так и не дорос. Его обучение закончилось в степени подмастерья, и вести работы, а тем более основывать новые ложи Астромов не имел права.

Вернувшись в Россию, он с 1917 по 1921 год занимал должность коменданта Народного банка и одновременно продвигался в иерархии Петроградского «мистического подполья». В 1919-м был назначен генеральным секретарем ордена мартинистов. В 1921 году из-за разногласий с Мебесом Астромов, не имея на то полномочий, создал независимую масонскую ложу «Три северные звезды», а некоторое время спустя — еще три. В следующем году эти весьма немногочисленные кружки учредили Великую ложу «Астрея» и объявили о создании «Русского автономного масонства».

Увы, советских масонов не признавал ни один зарубежный «брат». И, по сути, все мистические кружки и учреждения Советской России, объявившие себя масонами, были самозванцами.

ДИМИТРОВ ПРОТИВ ЛЕНИНА

Первое поколение советских руководителей, состоявшее из профессиональных революционеров, еще с начала XX века налаживало контакты с различными антимонархическими силами, начиная с харизматичных лидеров русских старообрядцев и мистически настроенных сектантов и заканчивая вождями толстовцев, масонов и новых тамплиеров. Сразу после революции в России на серьезное влияние претендовали многие группы, не вписывавшиеся в контекст диктатуры пролетариата. Поэтому большевикам срочно пришлось решать, что делать со вчерашними соратниками по идейной борьбе, и они, как всегда, решили вопрос кардинально и однозначно. Все мистические движения были объявлены пережитками буржуазного прошлого. В первую очередь под удар попали интеллектуалы, увлеченные мистикой, которые были тесно связаны с масонской идеологией. На IV конгрессе Коммунистического Интернационала, прошедшем в Москве в ноябре — декабре 1922 года, было решено, что «самый факт принадлежности к масонству… свидетельствует о крайней неразвитости коммунистического сознания и классового достоинства». Интересно, что при этом Владимир Ленин высказывался в защиту мистиков. Вождь пролетариата грезил о мировой революции, а масонские организации могли стать мощными агентами влияния. В этом качестве они выглядели для него привлекательным союзником. Тем более что очень влиятельная социалистическая партия Франции, входившая в Интернационал, полностью контролировалась вольными каменщиками.

Но победила другая позиция, которую озвучил лидер Болгарской коммунистической партии Георгий Димитров. Он утверждал, что политики-масоны, пренебрегая интересами партии, больше пекутся об интересах «братьев» и являются «шпионской и предательской агентурой».

Дальше последовали хорошо известные события: беспощадная борьба с «врагами народа» — репрессии и Большой террор добили советских вольных каменщиков. Вплоть до хрущевской оттепели эзотерики Страны Советов находились в постоянной опасности, а осколки масонских лож ушли в глубокое подполье.

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2024 "Мир знаний"