Connect with us

История

Королева фотографии. Елена Мрозовская устраивала съемки царям и ученым

В 1894 году в Петербурге открылось новое фотоателье. Посетив его, многие были шокированы: владелец-женщина! Елена Княжевич-Мрозовская стала первой в России представительницей прекрасного пола, в совершенстве освоившей искусство фотографии.

Со второй половины XIX века фотография стремительно набирала популярность в России. В Москве и Санкт-Петербурге один за другим открывались фотосалоны и проводились выставки самых талантливых работ. Профессия фотографа поначалу считалась исключительно мужской. Жизнь и творческий путь Елены Мрозовской в сравнении с мэтрами российской фотографии изучены куда менее подробно. Даже дата рождения первой русской женщины-фотографа на сегодняшний день не выяснена. Но доподлинно известно одно: Елена Мрозовская не побоялась бросить вызов маститым фотографам своей эпохи, составив им достойную конкуренцию.

Первые экспериментаторы

Придворный фотопортретист Сергей Левицкий, мастер пейзажной съемки Евгений Вишняков, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи» Сергей Прокудин-Горский – все они были прекрасно известны современникам и оставили богатое наследие.

Одним из «первопроходцев», зафиксировавших через объектив фотоаппарата жизнь Российской империи, стал Сергей Левицкий. Наибольшую известность он приобрел как фотограф императорской семьи – первый, кто получил от Александра II право размещать государственный герб на своих вывесках. Достижения Левицкого не ограничивались фотосьемкой четырех поколений Романовых. Известно, что он был единственным фотографом, которому посчастливилось запечатлеть Николая Гоголя. Писатель ужасно не любил фотографироваться, но все же согласился на групповой портрет с коллегами. Вдохновленный успехом, Сергей Левицкий попытался подкрасться с фотоаппаратом к писателю, пока тот дремал, но не успел сделать заветный снимок.

В работе Сергей Левицкий постоянно применял раз-личные новшества. Он стал первым российским фотографом, решившим использовать электрическое освещение во время портретных съемок. В 1845 году Левицкий уехал в Париж, чтобы совершенствовать свои навыки. Он стал изобретателем «фотошопа» своего времени – первым использовал ретушь негативов. Портреты фотографа поражали современников своей оригинальностью: часто люди на них не просто стояли или сидели, устремив взгляд в камеру, а разыгрывали настоящие сценки. Сергей Левицкий предложил создавать коллажи и размещать одну и ту же модель в двух разных позах. Получалось что человек на фото будто разговаривает со своим двойником или приветствует самого себя рукопожатием.

В начале XX века в свете «гремело» имя другого российского фотографа – Сергея Прокудина-Горского. Будучи учеником самого Дмитрия Менделеева, он разработал специальную фотокамеру, способную делать три снимка одного и того же изображения. Каждый снимок пропускался сквозь три световых фильтра: красный, зеленый и синий. В 1905 году Сергей Прокудин-Горский запатентовал еще и сенсибилизатор, состав которого делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. Его качество было беспрецедентным. Фотографа окрестили «создателем истинного родиноведения».

Свое изобретение он использовал для того, чтобы показать красоты России от Волги до Закаспийского края. С 1909 по 1916 год фотограф объездил большую часть страны, причем основные расходы брал на себя и помощи для себя не просил. Результатом его многолетнего труда стали сотни цветных фотографий природы и архитектуры. В год столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года Прокудин-Горский отправился по местам боевой славы и провел съемку городов от Малоярославца до Вильны.

Особый взгляд

Елена Мрозовская имела черногорские корни; ее девичья фамилия – Княжевич. Увлекшись фотографией, она не сразу стала получать вознаграждение за свой труд и была вынуждена зарабатывать на жизнь другими способами. Не прекращая практиковаться в фотоискусстве, Мрозовская работала учительницей и продавщицей. Отучившись на курсах Пятого отдела светописи при Русском техническом обществе, она поставила перед собой амбициозную цель. Елена Мрозовская отправилась в Париж для знакомства с известным фотографом Феликсом Надаром – крупнейшим мастером фотопортрета и пионером репортажной съемки.

Поначалу было трудно: маэстро наскучили портреты, которые так вдохновляли Мрозовскую, и Надару, казалось, нечего было предложить соискательнице. Однако девушка твердо стояла на своем и прилежно училась у мастера всем приемам. Со временем у нее сформировался свой неповторимый стиль. Пришло время возвращаться на родину с новыми знаниями и навыками.

В Петербурге Елена Мрозовская открыла фотоателье на Невском проспекте в доме 20, у Полицейского моста. Публика к ней заходила разная: от простых петербуржцев до известных деятелей культуры и науки. Так, однажды в ателье заглянул химик Дмитрий Менделеев с учениками. Популярность фотографа росла, а вместе с ней – и доходы. В 1900-х годах Елена Мрозовская делает выразительные портреты артистов, литераторов и членов императорской семьи. Присутствовала она и на знаменитом костюмированном балу 1903 года в Зимнем дворце, где запечатлела Великого князя Константина Константиновича и княгиню Ольгу Орлову. «Коньком» Елены Мрозовской были постановочные портреты моделей, одетых в модном тогда неорусском стиле. Княгиню Орлову она сфотографировала в нарядно расшитом кокошнике. Сегодня серию этих снимков порой принимают за иллюстрации по истории древнерусского костюма. С большим интересом Елена Мрозовская снимала и спектакли: ее любимой моделью была актриса Вера Комиссаржевская. Довелось фотографу снимать и легендарную балерину Матильду Кшесинскую.

Вынужденная эмиграция

Знатные особы Петербурга начала XX века знали: если кому и можно доверить фотосъемку своего драгоценного чада – то только Елене Мрозовской. Фотограф умела находить общий язык с самыми юными клиентами. На портретах, сделанных Мрозовской, дети не выглядят испуганными или скованными. Они заинтересованно смотрят в объектив, а иногда не прочь и пококетничать перед фотоаппаратом. Елена Мрозовская была уверена, что главная задача фотографа – показать характер человека, особенности его мимики и пластики.

Ее снимки высоко оценивали коллеги. В 1909 году Сергей Прокудин-Горский написал о Елене Мрозовской: «При осмотре работ Мрозовской, в изобилии украшающих ее ателье, внимание невольно останавливается на неуклонном стремлении почти в каждой съемке передать живое движение человека, что в некоторых случаях достигается с невероятной трудностью, жертвуя иногда технической стороной дела». Действительно, современному человеку, привыкшему по щелчку получать фото, процесс съемки в ателье начала XX века показался бы пыткой. Модели приходилось подолгу ждать, застыв в одной позе, и по возможности не моргать. Однако даже это не мешало Елене Мрозовской создавать живые и легкие по настроению работы.

Женщина стала первым официальным фотографом Санкт-Петербургской консерватории. К 1896 году относятся снимки, сделанные ею в здании: изящные интерьеры, зрительный зал, высокие потолки. Эти фотографии хранятся в музее консерватории и являются важным историческим источником. Они позволяют считать Елену Мрозовскую пионером интерьерной съемки в России.

В 1913 году фотограф задумала преобразовать свою мастерскую в «Женское русско-славянское художественно-фотографическое . ателье “Елена”». Увы, дальнейшему развитию творчества помешали события Первой мировой войны и революций 1917 года. Когда к власти пришли большевики, ателье Елены Мрозовской закрылось навсегда. После 1920 года она переехала в Ваммелсуу – ныне поселок Серово под Петербургом. Дальнейшие сведения о ее жизни весьма обрывочны: известно лишь, что скончалась она в 1941 году. Сохранившиеся работы Елены Мрозовской сегодня хранятся в Эрмитаже, коллекции Петербургской консерватории и Российском государственном архиве литературы и искусств.

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2024 "Мир знаний"