История
Колония Дигнидад – тайное поселение беглых нацистов
В 1971 году в газете «Правда» был опубликован материал Юлиана Семенова о некоем поселении в Андах под названием Дигнидад. Автор статьи высказал
предположение, что в этом строго охраняемом месте могли находиться беглые нацисты. Его предположения подтвердились в 2005 году, когда был арестован
84-летний Пауль Шефер, долгое время разыскиваемый полицией за растление малолетних и преступления против человечества.
РОЖДЕНИЕ МОНСТРА
Пауль Шефер родился в 1921 году в Тройсдорфе. О его детских годах почти ничего не известно. В юности Пауль подрабатывал ассистентом в уличной цирковой труппе. Возможно, тогда он приобщился к содомскому греху, оказавшись в атмосфере богемного образа жизни. К тому же в 1930-е годы в Германии гомосексуализм не был чем-то экстраординарным. В 1941-м, как и многие молодые люди, Шефер отправился на фронт, где вскоре лишился левого глаза и был комиссован. После окончания войны, когда в Германии царили неразбериха и хаос, ему повезло найти работу воспитателя детской группы при храме
евангелистов. Но очень скоро его оттуда выгнали за развратные действия в отношении воспитанников и отлучили от церкви.
Обиженный Шефер, чувствуя себя изгоем, переметнулся к движению «Исцеление верой», которое проповедовало возрождение нации через полное подчинение Божьей воле и огромный труд на благо церкви. Надо сказать, он имел отличный дар убеждения, благодаря которому очень скоро обзавелся последователями. Вместе с ними в 1956 году в Зигбурге он организовал общину под названием «Частная социальная миссия», в которой был интернат для детей. Но на самом деле это была самая настоящая секта. В нее принимали обездоленных войной людей. Родители отдавали своих детей в интернат, а сами бесплатно работали на благо организатора. За любое прегрешение и крамольные мысли (а за этим строго следили) полагалось суровое наказание. Кроме того, «новообращенные» должны были сдать в общину все свое имущество.
Все шло как по рельсам. Но тут Шефер взялся за старое. Кто-то донес в полицию о растлении им малолетних. А за педофилию грозил немалый срок. Пастырь, чтобы не потерять авторитет и влияние, объяснял своим подопечным, что все эти обвинения — ложь и происки врагов. Обещая найти для членов секты новую «землю обетованную».
НЕМЕЦКИЙ АНКЛАВ
Шефер для нового поселения выбрал Чили, так как именно туда после войны бежали бывшие эсэсовцы, собираясь построить там Четвертый рейх. Он перебрался туда с помощью чилийского посла в ФРГ в 1961 году. А вместе с ним и его соратниками к «светлому будущему» отправились 250 одурманенных его пропагандой людей, в том числе и дети.
На месте им помогал немецкий эмигрант Р. Коэн, который уже долгое время жил в Чили. Дело в том, что он проникся рассказами Германа Шмидта, немецкого
аса, одного из соратников Шефера, о том, что переселенцы бежали от преследований нацистов в поисках места, где смогут жить свободно и счастливо. Именно Коэн помог найти такое место. Рядом с аргентинской границей, в 350 км от Сантьяго, в предгорье Анд находилось имение Лавадеро, где когда-то жили эмигранты из Италии. Имение площадью 137 кв. км располагалось в труднодоступной местности, его окружали дремучие леса, озера и водопады. Все это очень подходило Шеферу.
Кроме этого, Коэн сумел договориться с властями о том, что на территории поселения не будет действовать чилийское законодательство.
Немецкий анклав назвали «Благотворительное и образовательное общество «Дигнидад», или коротко — колония Дигнидад. Такое название, означающее в переводе «честь и достоинство», было выбрано неслучайно. В уставе общины значились такие благие дела, как забота о детях, осиротевших после землетрясения в Вальдивии, их воспитание и обучение, строительство бесплатных больниц и школ, обучение местных жителей европейскому ведению хозяйства.
БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ
У поселения был свой «архитектор» — бывший пленный Йоханнес Фрике. Это он придумал организовать все по образцу концлагеря. Территорию обнесли колючей проволокой, а по периметру поставили вышки с автоматчиками. Сразу же построили большой сарай, в котором хранились техника и инвентарь. Рядом с ним поставили армейские палатки для членов общины. Одна палатка особо выделялась своим интерьером, в ней повсюду лежали вышитые подушки и разные умильные безделушки. Здесь Шефер предавался сексуальным утехам со своими малолетними рабами. Неизбранные же трудились в поле по 16 часов в сутки, причем Пауль рассчитывался с ними скудной «здоровой» едой, кое-какой одеждой и кровом.
Экологически чистая продукция Дигнидад, а именно овощи и фрукты, мясо и молоко, мед и джемы, быстро стала популярной в Чили и Западной Германии.
Кроме того, члены общины строили дороги, работали на добыче титана и золота, занимались рыболовством. Учитывая, что колония не платила ни налогов, ни зарплаты, Шефер с нее имел миллионные барыши.
Численность колонии пополнялась за счет «благотворительности». Местное население с радостью отдавало детей на воспитание Шеферу, к тому времени уже
завоевавшему доверие путем строительства больниц. Правда, родители не могли месяцами увидеть своих отпрысков, живущих за колючей проволокой в атмосфере слежки, изнурительного труда и наказаний.
Один из бывших «воспитанников» колонии Вернер Шмидтке рассказывал: «Меня вместе с голыми мальчиками, с завязанными глазами и с восковыми затычками в ушах, пристегнутыми к железным кроватям, пытали электрошоком. Если закричал, опускали в чан с ледяной водой. Затем снова приставляли к телу оголенный провод…»Религиозный фанатик Шефер таким образом изгонял из мальчиков дьявола и культивировал в них сексуальные комплексы. А возглавляющая госпиталь Гизела Зеевальд накачивала их седативными препаратами. Всех, кто не выдержал испытаний, тайно хоронили прямо на территории поселения.
Когда в 1966 году сбежавшие из колонии поселенцы сообщили о том, что происходит за колючей проволокой, им никто не поверил. Тем более что у Шефера
были очень серьезные покровители.
НАЧАЛО КОНЦА
Зимой 1984 года произошло событие, которое привлекло к колонии внимание мировой общественности. Эмигрант из СССР, профессор университета Пенсильвании Борис Вейсфейлер, отправился на Рождество в Чили и зачем-то взял с собой счетчик Гейгера. Отпуск у профессора закончился, а на работу он не вышел. Тогда его коллеги начали поиск, обратившись в ЦРУ. В ходе следственных мероприятий на берегу горной реки нашли рюкзак Вейсфейлера, его вещи и кредитку Местная полиция расследование вела весьма поверхностно и сделала вывод, что это был несчастный случай, что профессор просто утонул, и родным выдали свидетельство о смерти. Однако, по словам одного из приятелей ученого, он отправился в Анды не просто так. а на поиски Виллы Бавьера, как к тому времени называлась колония Дигнидад. А конкретнее, он искал врача-садиста Йозефа Менгеле, убежденный в том, что военный преступник находится там.
Через 2 года в американское посольство в Чили пришел мужчина и сообщил, что профессора похитили агенты чилийской политической полиции ДИНА и отвезли его в Дигнидад. Но тогда никто не стал этим заниматься. Зато, когда в 1991 году к власти пришел П. Эйлвин, он сразу же лишил поселение льгот и прав, так как община занималась не тем, о чем было заявлено в уставе, да и постоянно нарушала чилийские законы. Все имущество Дигнидад было решено передать церкви. Но Шефера заранее предупредили о грядущих переменах, поэтому он свое личное имущество успел перевести на подставных лиц и организовал несколько фирм, которые не имели ничего общего с общиной.
Сторонники Шефера, заседавшие в парламенте, тогда заявили, что ничего противозаконного в его деятельности не было, просто ему не простили связь с Пиночетом.
Осенью 1996 года в Дигнидад нагрянули 300 полицейских, чтобы арестовать Пауля за растление 26 мальчиков (и это только доказанные эпизоды), но тот бесследно исчез. Зато главный врач местного госпиталя предъявил официальный документ о его смерти.
Однако Шефер не умер, он отправился на своем самолете на юг Чили в труднодоступную местность. Или, по другой версии, спрятался в тайном бункере на
территории поселения.
ПОЛНЫЙ КРАХ
В 2000 году семья пропавшего профессора обратилась к чилийскому адвокату с просьбой возобновить поиски. Тогда же этим делом занялся и Госдепартамент США, выдвинув чилийским властям требование тщательно все расследовать. Результатом расследования стал иск против Пиночета. Но Вейсфейлера так и не нашли.
А весной 2005 года в небольшом городке неподалеку от Буэнос-Айреса был задержан сам Шефер, которому к тому времени исполнилось 84 года. Это был уже старик, сидящий в инвалидной коляске, и, похоже, арест совсем его не взволновал. В следственной тюрьме его сразу определили в больницу с гипертоническим кризом.
Чтобы процедура экстрадиции не затянулась, правительство Чили обратилось к аргентинским властям с просьбой выдать им Шефера как нелегального мигранта. Вскоре арестованного перевезли в Сантьяго, где снова поместили в больницу по причине сердечно-сосудистого заболевания.
Тем временем судья Хорхе Сепеда, в рамках дела о похищении в 1976 году полицией ДИНА трех руководителей оппозиционеров, дал добро на проведение раскопок в колонии Дигнидад. В результате были найдены их автомобили и останки. А чуть позже обнаружили склады с разными видами оружия, портативными ракетно-зенитными комплексами и даже танк.
Завершилось расследование арестом Гизелы Зеевальд. возглавлявшей госпиталь на Вилле Бавьера. Согласно постановлению чилийского суда, на 36 тысяч документов, найденных в колонии, был наложен гриф «совершенно секретно»», так как они затрагивали национальную безопасность Чили. Немецкий анклав был национализирован, а сотни оборванных, голодных, душевно травмированных членов общины вернулись в Германию — туда, где секта начала свое существование. Но не все… многие остались.
В 2006 году Шеферу были предъявлены обвинения в надругательстве над колонистами, похищении людей, пытках и убийствах. Суд приговорил его к 20 годам
заключения, постановив также выплатить 1,2 миллиона евро семьям пострадавших. Но свой срок Шефер не досидел: умер от сердечного приступа в 2010 году.