Человечество
Кобзари не только пели, но и сражались
Кобзарство – яркое явление украинской культуры. Наивысшего расцвета искусство кобзарей достигло в казацкую эпоху. Одной из особенностей кобзарства была высокая степень духовности.
Становление кобзарства относят к XV-XVI векам в условиях пробуждения национального самосознания в период постоянных войн и возникновения казачества. Кобзари служили проводниками христианских идей, хранили и передавали народную мудрость и раскрывали правду жизни. Они несли просвещение в неграмотные народные массы, когда литература была доступна лишь ограниченному кругу лиц.
По образу и подобию
Репертуар кобзарей во многом определялся и тем образом жизни, который они вели. Будучи странствующими музыкантами, они пропускали через себя и свое творчество все увиденное и услышанное на своем пути.
Многие произведения были посвящены темам счастья, добра, чести, порядочности, свободы и направлены против бытового и социального зла. Кобзари учили человечности и пробуждали чуткость, сопереживание и сочувствие. У них были собственная философия и уникальное видение мира. Кобзари выступали в двух образах – отважных певцов-воинов или мудрых старцев, хранивших историческую память многих поколений. Их часто сопровождали мальчики-поводыри, которые, как правило, нанимались на год и получали плату за свою работу.
Не нужно путать слепых кобзарей с нищими, выпрашивающими милостыню. Они были профессиональными исполнителями, которые игрой на кобзе и пением зарабатывали себе на жизнь. Кобзари не жили под забором, у них были свои дома и семьи.
Кобзарство развивалось в рамках своей структурной и территориальной организации. Кобзари объединялись в братства по аналогии с городскими ремесленными цехами и передавали из поколения в поколение свое мастерство. Братства управлялись по общинному принципу выборными лицами и имели своих предводителей, сотников, десятников, судей и казначеев, ответственных за общую кассу, то есть строились по аналогии с Запорожским войском. Деятельность цеха, как правило, охватывала город или несколько сел.
В братствах соблюдалась строгая иерархия: новичок должен был пройти путь от ученика до мастера. Выступать разрешалось только после завершения полного курса обучения. Чтобы стать мастером и получить право брать учеников, нужно было не менее десяти лет опыта.
Учителя несли ответственность за успеваемость учеников – мастера могли исключить из братства за плохое обучение подопечных. При этом смена учителя не приветствовалась – если такое происходило, то ученик зачастую был обязан пройти у нового учителя весь курс обучения с самого начала. По окончании обучения будущие кобзари сдавали экзамен и проходили ритуал посвящения. Обучение длилось до трех лет, в зависимости от способностей ученика. В течение первого года обучали молитвам и «просьбам», начиная со второго года – различным видам песен, затем игре на кобзе. В конце обучения изучались обычаи братства и тайный кобзарский язык, именуемый лебийским.
Этот язык был средством конспирации и сохранения тайных законов и правил братства. На нем кобзари общались между собой и с поводырями. Но он не был единым, а варьировался в зависимости от региона. На данный момент ни время, ни конкретные условия возникновения языка неизвестны. Слова лебийского языка были либо заимствованы из языков соседних народов, либо придуманы кобзарями. Лебийская речь существовала до 1930-х годов. Само название языка происходит от слова «лебий» – «старец». Кроме тайного языка существовали и условные музыкальные сигналы, значение которых было известно только посвященным.
Кобзари были людьми верующими, и каждый цех имел свою церковь, где освящались новые инструменты, организовывались собрания и отмечались начало и конец сезона кобзаревания. Внесезонное пение не приветствовалось. Конец сезона приходился на Покров, а начало – на Троицу в северных и на Пасху в южных регионах Украины.
Боевые навыки
На учебу обычно поступали незрячие юноши в возрасте 14-16 лет из крестьянских, частично городских слоев. Обучение было платным, оплату могли внести родственники, а при отсутствии такой возможности ученик должен был заработать деньги собственным трудом и расплатиться с учителем.
Но первыми кобзарями были, как правило, бывшие запорожцы, которые пострадали от врагов во время битв, или же старые казаки, которые уже не могли воевать. Некоторые из них жили вместе с казаками, вдохновляли их на ратные подвиги, хранили казацкие легенды и воспевали героев восстаний и войн. Казаки уважительно относились к кобзарям и считали их святыми людьми, а кобзу – музыкальным инструментом, дарованным Богом. Отсюда тесная связь кобзарской музыки с казацкой героикой и с такими морально-этическими понятиями, как воля, честь, верность, справедливость, патриотизм, самопожертвование.
Народные певцы зачастую хорошо владели не только музыкальными инструментами, но и оружием, в частности, ножом, и кулачным боем. Непременным атрибутом кобзаря был «костур», или «костурец», дорожный посох. Кобзари владели боевой техникой с использованием костура, которая базировалась на раскрытии у человека уникальных резервных возможностей. Таким образом, они компенсировали потерю зрения и в ночных стычках имели значительное преимущество над зрячими. Боевые умения кобзарей, скорее всего, основывались на военном искусстве казаков.
Думы мои, думы…
Исторически сложились три типа кобзарей. Первые исполняли произведения, не внося творческого элемента, то есть пели и играли на кобзах так, как они научились от своих учителей. Второй, самый распространенный тип – кобзари-импровизаторы, которые вносили в исполняемое произведение какие-то изменения, в зависимости от своего таланта, условий и времени исполнения произведения. К третьему типу относят кобзарей – создателей собственных песенных произведений.
Репертуар кобзарей был довольно обширным. Он включал думы, религиозные псалмы, канты, исторические, морализаторские, юмористические, танцевальные песни, а также сказки и предания.
Основным жанром кобзарей были думы. Как правило, акцент в них делался на религиозную мораль. Они отличались тонкостью чувства и философской вдумчивостью, воспевали героизм запорожских казаков. Для дум характерны четкое построение сюжета, фабульность, повествовательный характер описания событий, который ведется в хронологическом порядке. По стихотворной и музыкальной форме думы представляют высшую стадию речитативного стиля, развитого ранее в причитаниях.
Зародились думы в южных частях Украины – Южном Приднепровье и Причерноморье. Поскольку ранние думы интонационно близки сербским и болгарским песням, предполагается, что их сочинители общались с южнославянскими исполнителями народного эпоса в период турецких войн.
А вот более поздние думы периода Освободительной войны 1648-1654 годов почти полностью связаны с Правобережной Украиной. Кобзари передвигались с военными отрядами с востока на запад и оказывали сильное влияние на поэтическое и музыкальное творчество этих земель, испытывая одновременно влияние стиля песенного творчества Правобережья.
Сюжеты дум и песен о борьбе против турецко-татарских захватчиков и польской шляхты стали важными историческими источниками, созданными кобзарями – непосредственными участниками событий – во время походов или после них. Героями произведений кобзарей становились любимые в народе исторические личности: Самойло Кошка, Байда, Маруся Богуславка, Богдан Хмельницкий, Петр Сагайдачный, Петр Дорошенко, Иван Богун.
Постепенно казачество, а вместе с ним и кобзарство, утрачивали свою роль. Певцы-герои превращались в жалких нищих, а население более охотно слушало шуточные и плясовые песни. Во второй половине XIX века певческие братства утратили свое значение и почти повсеместно прекратили существование.
К тому же в XIX века царское правительство издало закон о запрещении бродяжничества, от которого пострадали и кобзари. Им не разрешалось петь и играть на ярмарках, переходить из села в село, петь у церквей и просить милостыню. Но в то же время агрессивные действия полицейских пробудили интерес к творчеству кобзарей среди украинской интеллигенции, что стимулировало формирование нового типа концертного народного исполнителя.
При советской власти, из-за религиозного содержания большой части репертуара, кобзарей подвергали критике и пытались искоренить. И все же во второй четверти XX века началось возрождение кобзарской традиции.