История
Каменный вождь
Ни одному человеку в мире не установлено столько памятников, как Владимиру Ильичу Ульянову-Ленину. Скульпторы запечатлели его в любом возрасте, в любое время года. В СССР таких памятников было больше 14 тысяч!
Их устанавливали на центральных площадях городов. Не было областного центра без такого монумента, заводской и фабричной проходной. Скромные гипсовые Ильичи стояли возле колхозного правления. И даже на антарктической станции, в зоне полной недоступности сработали Ленина — из морозоустойчивого пластика. И он до сих пор стоит! Не так давно его почтительно навестили китайские полярники… Среди ленинских монументов попадались и настоящие шедевры, и памятники с любопытной историей.
СТАТУЯ, СТАВШАЯ ПАМЯТНИКОМ
В ноябре 1923 года делегация рабочих Глуховской мануфактуры из Богородска (ныне Ногинск) отправилась в Горки навестить больного вождя. Вернувшись, они решили соорудить монумент Ленина и поставить рядом с комбинатом. Это ответственное задание поручили местному мастеру, рабочему Ф. П. Кузнецову. Гипсовая статуя получилась не вполне пропорциональной, но в принципе напоминающей Ильича. Одну руку Ленин держит в кармане, другой жестикулирует, что-то доказывая массам.
22 января 1924 года глуховцы должны были открыть скульптуру. А открыли первый в мире памятник Ленину, потому что за день до этого Владимир Ильич умер. На постаменте выбита надпись: «Больше доверия к силам рабочего класса. Мы долж-ны добиться того, чтобы каждая работница могла управлять государством». Скульптура получилась несколько наивная, зато искренняя. В духе босоногих 1920-х. Потом, много лет спустя, в центре Ногинска установили еще один памятник Ленину — с указующим перстом. И указывает он… путь к местному вытрезвителю. А первый памятник, к счастью, сохранился.
В СЕЛЕ ЯРЦЕВЕ
Лавры первого памятника вождю оспаривают жители села Ярцева Смоленской области. Его открыли 22 января 1925 года в фабричном скверике напротив литейно-механического завода. Он выглядит куда солиднее ногинского монумента: бронзовый, на эффектном пирамидальном пьедестале. Семь плит, составляющих основание монумента, символизируют последние 7 лет жизни Ленина — те годы, когда он возглавлял Советское государство. Правда, первоначальный ярцевский памятник исчез в годы Великой Отечественной. Возможно, с ним расправились гитлеровцы. Сейчас на пьедестале мы видим более позднюю статую.
СРЕДИ ОБНАЖЕННЫХ
Монумент работы самого мистического советского скульптора Сергея Меркурова «Похороны вождя» открывает Траурную аллею в Горках. Именно этой дорогой при лютом 30-градусном морозе в январе 1924 года несли гроб с телом Ленина к железнодорожной станции, чтобы потом на поезде доставить в Москву. Скульптор-монументалист, считавший своим учителем Опоста Родена, всегда воспевал гармонию человеческого тела. В течение 20 лет он работал над скорбной скульптурной группой, чем-то напоминающей античный барельеф «Возвращение тела Гектора в Трою». Жизнь оставила могучее тело вождя — и сокрушенные соратники провожают его в последний путь.
Напоминает монумент и еще одну скульптурную группу — надгробие известного французского маршала Фердинанда Фоша в Доме инвалидов в Париже. Но меркуровская композиция драматичнее, в ней больше скорби. Рабочих, которые несут труп Ильича, он изначально изобразил обнаженными. Это вызвало немало споров, и в итоге Меркурову пришлось свою скульптурную группу одеть.
СИМВОЛ ЛЕНИНГРАДА
В городе трех революций было, пожалуй, больше знаменательных монументов вождю, чем в любом городе мира. Наверное, лучший из них — на площади Финляндского вокзала. Там, где вождя встречал революционный Петроград, когда он вернулся из эмиграции. Он выступал перед тысячами людей, взгромоздившись на броневик. Таким и изобразил его скульптор Сергей Евсеев. Это один из первых крупных памятников Ленину: он появился в 1926 году. Кепка торчит из кармана пальто. Правую руку вождь поднял вперед, но этот жест не выглядит театральным: это точный портрет оратора.
Сегодня Ленинград носит первоначальное название — Петербург, но памятник Ильичу на Финляндском остается одним из его символов, наряду с Медным всадником.
ИЛЬИЧ НА ШАРЕ
Изящный, эстетский памятник Ленину установили в 1925 году в Нижнем Тагиле. Его построили рабочие местного металлургического завода. Постаментом для него стал земной шар, который одаренный скульптор Василий Козлов создал тщательно, с деталями. Разорванные цепи на земле символизируют освобождение всего мира от капиталистических уз. На гранях постамента изображены страницы из ленинских книг.
Есть в этом памятнике что-то космическое, воистину вневременное, историческое. Увы, в 2006 году нашлись вандалы, которые свергли статую с пьедестала. К счастью, ее восстановили и отреставрировали. Ведь это действительно шедевр!
В ГОРОДЕ ДЕТСТВА
Величественный, несколько тяжеловатый монумент работы Матвея Манизера открыли на малой родине вождя, в Ульяновске, к 70-летию со дня рождения Ленина. Ильич выступает перед народом. Неизменная кепка зажата в руке, пальто накинуто на плечи. Ленин у Манизера получился не слишком динамичный, но кряжистый, коренастый. Эдакий волжский богатырь.
С тех пор в Ульяновске, на родине Владимира Ильича, появилось немало ленинских музеев и монументов. Среди них есть интересные работы. Они создают колорит города — уютного, утопающего в зелени. Это город счастливого ленинского детства. Однако памятник 1940 года так и остался главным в родных краях основателя Советского государства.
КРАСНЫЙ КИЕВСКИЙ
Вскоре после Победы в Киеве, неподалеку от Бессарабского рынка, открыли изящный памятник Ленину. Город лежал в руинах, но уже мало-помалу отстраивался. В годы гитлеровской оккупации на этом месте стояли виселицы… Скульптор Сергей Меркуров изобразил Ленина выступающим с трибуны. Поза не самая эффектная, зато памятник производил впечатление исторической достоверности. Монумент поблескивал на киевском солнце, как полированный, и сразу привлекал внимание: во многом потому, что был создан из редкого материала. Это карельский кварцит — как в ленинском Мавзолее. На открытии памятника выступали тогдашний партийный лидер Украины Никита Хрущев и поэт Павло Тычина.
8 декабря 2013 года толпа вандалов разрушила монумент, выкрикивая проклятия коммунизму, Ленину и России. Вряд ли эта акция сделала киевлян счастливее… Они потеряли красивый, элегантный памятник.
КАВКАЗСКАЯ ЭКСПРЕССИЯ
Один из красивейших городов Советского Союза — Тбилиси — гордился величественным и оригинальным памятником Ленину. Когда-то площадь, на которой он стоял, назвали в честь генерала графа Ивана Паскевича-Эриванского. В советское время она носила имя Лаврентия Берии и Ленина. В 1956 году там открыли памятник вождю, достойный замечательного города. Скульптор Валентин Топуридзе придал фигуре Владимира Ильича закавказскую экспрессию. Динамичный, стремительный силуэт стал точной метафорой грозного революционного времени. Рука высоко поднята, пальто развевается на ветру…
В августе 1990-го толпа, протестовавшая против суверенитета Абхазии, шумела возле памятника. Виноватым оказался Ленин… И даже первый секретарь горкома компартии Тбилиси Николай Лекишвили согласился с уничтожением монумента.
РЕКОРДСМЕН
Теплоходы, вплывающие в Волго-Донской канал, салютуют исполинскому памятнику, стоящему на высоком берегу, в Волгограде. В 1952 году на этом месте открыли медный памятник Сталину работы скульптора Евгения Вучетича. Да и город тогда назывался Сталинградом… В годы десталинизации памятник демонтировали. Кем заменить Сталина? Ответ очевидный! И неудивительно, что в 1973-м торжественно открыли 57-метровый памятник Ленину, созданный по той же технологии, что и волгоградская «Родина-мать». И создал его все тот же Вучетич — классик исполинского жанра. Железобетонный Ленин соразмерен могучей русской реке. Это самый высокий в мире памятник историческому деятелю. Памятник-рекордсмен.
КОНФУЗНЫЕ МОНУМЕНТЫ
Памятников Ленину возводилось слишком много. Каждый год — десятки. Сложились конъюнктура, штампы, над которыми уже посмеивались. Многие Ильичи казались однообразными: то статуарная поза, то рука, указывающая путь в светлое будущее. В крайнем случае — кепка в руке или на голове. Или (реже) меховая ушанка. Сколько шуток ходило о том, что в некоем городе есть памятник Ленину, у которого две кепки — и на голове, и в пятерне! Это, конечно, народный юмор. Но скульпторы, пытаясь уйти от конъюнктуры и придумать нечто свое, подчас переступали границы здравого смысла.
Так, в Щелкове есть памятник шагающему Ленину, который успел надеть пальто только наполовину. Одну руку просунул в рукав — и шагает навстречу ветрам. Понятно, что художник хотел показать неудержимую энергию вождя, но слишком уж неудобно ходить в таком наряде…
Казусным можно признать и памятник Ленину в Улан-Удэ. Его установили в 1970 году, к 100-летию вождя. Тогда слава Ленина в СССР, да и в мире, достигла космических масштабов. И улан-удинцы водрузили на пьедестал огромную голову вождя— в 42 тонны!
Монумент стал символом города, популярной достопримечательностью. Вероятно, скульптор Георгий Нерода хотел показать недюжинный ум головастого гения, которому ни к чему тело.
ЛЕНИН В СТОЛИЦЕ
Как ни странно, в Москве долго не было монументального, крупного па-мятника вождю революции. Только камерные, в скверах и садах (в том числе в Кремлевском) и, прямо скажем, посредственные памятники в центре стадиона «Лужники» и ВДНХ. Это, увы, не шедевры. Запоминающийся памятник Ленину появился в столице только в середине 1980-х. Знаменитый скульптор Лев Кербель и архитектор Глеб Макаревич установили его на Калужской (Октябрьской) площади — неподалеку от того самого завода Михельсона, где Фанни Каплан стреляла в Ленина. Это памятник не просто Ильичу, но и революции. Бронзовая фигура вождя возвышается над фигурами солдата, матроса, рабочего и интеллигента… Женщина-комиссар напоминает героиню «Оптимистической трагедии», солдат — Ивана Шадрина из фильма «Человек с ружьем».
Открывал памятник начинающий генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев — словоохотливый и бодрый, и трудно было представить, что через каких-нибудь 6 лет государство, созданное Лениным, рассыплется.
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ХОД
Первым, кто воспротивился бы столь неудержимой монументальной пропаганде, стал бы сам Владимир Ильич, который презирал славословия и не так уж высоко ставил в истории роль личности, в том числе своей собственной. Но… ему пришлось бы смириться с такой судьбой. Ведь это были не просто памятники, а знаки торжества советской власти, символы близости Ильича и его идей к народу, в особенности к рабочему классу. Возможно, Ленин счел бы такой идеологический ход эффективным и даже необходимым. Хотя… Несомненно, отметил бы и перехлесты.