История
Каган всея Руси. Где на самом деле крестился князь Владимир?
Что креститель земли Русской святой князь Владимир был каганом, сегодня забыто напрочь. Скорее всего, потому что слово «каганат» привычно связывают с иудейством. А зря. Например, Хазарский каганат не всегда был иудейским. Уйгурский вообще придерживался манихейства. Однако вернемся в Россию.
Примерно с VII века северные люди, вынужденно бежавшие из Швеции и Дании, попадали в прибалтийские земли. Они там всё съели и пошли дальше. Заняться им было нечем, а что делают такие бедолаги? Правильно, грабят ближних, а кто посовестливее, выменивают на еду всё, что ни попадя. Постепенно эти люди, подкормленные коренными жителями и получившие пополнение из местных, сбились в ватаги торговцев и охраны их от драчунов, получили имя русь и пошли вниз по Днепру.
Время выбора
Там их интересы пересеклись с интересами южных торговцев, а то была помесь венгров и хазар. Начались проблемы. За южных стоял Хазарский каганат, с дипломатами и армией, а северные с точки зрения тогдашнего международного права были не пойми кто. Некоторое время русы признавали над собой господство хазар, но в конце концов порвали с ними и основали в Киеве первое русское государство, по форме устройства – такой же, как у противника, каганат. Ну, чтобы быть с хазарами вровень.
Отличие любого каганата от классической монархии или, скажем, от демократической республики в том, что его глава – каган (хакан, хаан, го-хан) – был одновременно светским руководителем, высшим военачальником, и главой культа. Со временем от слова «каган» произошло слово «хан», каковым политики и летописцы Европы величали всех восточных владык.
Поскольку в стране его оказались народы разных культов, в 983 году каган Владимир провел реформу по «сращиванию» всех верований в некий общий культ, соорудив пантеон богов: «Перуна деревянна, а голова его сребряна, а ус золотой, и Хорса, и Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь» – то есть князь включил в пантеон славянских богов, и среднеазиатских, и финских. Главным он поставил Перуна, олицетворение «кагана Руси» (в христианстве его заменил Илия).
Но как раз в том столетии, стремясь встать вровень с успешными христианскими странами, будто наперегонки начали переходить к христианству князья и короли языческой Европы: в 965-м – датский король Гарольд Блатанд, в 966-м – польский князь Мешко, в 991-м – король Норвегии Олаф Трюггвасон, в 974-м – герцог Геза Венгерский. Россия, как всегда, отставала. Надо думать, каган Владимир понял, что пора делать выбор веры из более солидных, нежели идолопоклонство, религий.
Пауза в полвека
Веком ранее каган Хазарин Булан после диспута с представителями разных религий выбрал иберийскую версию иудаизма, позаимствовав ее из Испании. Почему он сделал такой выбор? Да потому, что обращение в христианство означало подчинение или Византии, или Риму. Так же и обращение в ислам сделало бы его вассалом халифа. Иудаизм же не влек за собой никаких политических обязательств перед кем-либо извне.
Согласно легенде, наш князь Владимир тоже вызвал к себе знатоков, только устроил не общий диспут, а принимал их поодиночке. И, решив насадить в стране христианство, крестил город Киев.
Это известно всем! Но далеко не все знают, что имеются большие неясности: крестить-то Киев в 988 году крестили, но первый митрополит, рукоположенный патриархом, прибыл туда только в 1037-м. То есть (как считают сами историки) между цареградским патриархом и русской церковью практически полстолетия (!) не было прямых отношений. Почему?! И кто же ежедневно окормлял верующих?!
Ученые умеют выдумывать версии. Не сплоховали и в этот раз. В начале XX века, еще до Первой мировой, утвердилось предположение, что русская церковь была отдана под власть архиепископа города Очрида, что в Болгарии. Другие мудрецы придумали, что архиепископ Тмутараканский время от времени посещал столицу, а в перерывах обряды в Киеве совершал приезжий епископ Белгорода.
Но почему же не было митрополита из Царьграда? Ответ прост. Так же, как до него каган Булан в Хазарии, Владимир не желал никому подчиняться. Каган – сам глава культа, и он, считая себя таковым, решал кадровые вопросы независимо. Сам назначал митрополитов, не слушая патриарха.
Умер он в 1015 году, но лишь еще через 22 года, в 1037-м, его сын Ярослав Мудрый по настоянию патриарха согласился принять посланного из Царьграда митрополита, грека Феопемпта. И все равно, когда тот умер, собор русских епископов по воле Ярослава вновь поставил митрополита самостоятельно: им стал русский Иларион.
Этот достойный муж в трактатах «Слово о законе и благодати» и «Исповедание веры» (1040-е годы) со всем уважением упоминал каганов земли Русской, а именно Владимира («великий каган нашей земли», «похвала кагану нашему Владимиру»), и его сына Ярослава («благоверному кагану Ярославу»). Тогда же на стене Софийского собора в Киеве была сделана надпись на штукатурке, к сожалению, разрушенная во время Великой Отечественной войны: «Спаси, Господи, кагана нашего».
Лишь со смертью Ярослава окончательно возобладали цареградские правила, митрополитов стал назначать и присылать в Киев патриарх. Наверное, с этим и завершилась история Русского каганата: о нем просто забыли. Но русское государство осталось – а Хазарский каганат исчез бесследно. Его остатки подпали под власть русского Тмута рака некого княжества, существовавшего до начала XII века.
Смутные предположения
Возвращаясь к теме крещения Руси, заметим, что не только нет никаких реальных следов, документов или иных подтверждений крещения Киева именно от греков, но и доподлинно неизвестно, кем и где был обращен в христианство сам Владимир. Сейчас канонической стала версия, будто он принял крещение в Крыму, в греческом городе Корсуне (Херсонесе). Но есть и другие: что князь крестился в Киеве; или указывают местом сего таинства город Василёв в 35 верстах от Киева. Академик Шахматов вообще считал, что корсунскую версию придумали греки позже, для утверждения Византии в крестителях Руси. А между прочим, папа Урбан VIII в 1634 году канонизировал святого Владимира как крещеного по латинскому обряду. Можно смело выдвинуть версию, что князь вовсе не крестился.
Есть сомнения даже в дате крещения киевлян! Так, Феофан Прокопович – русский политический и духовный деятель, богослов, писатель, и вообще универсальный ученый (при Петре I был главой Синода) – полагал, что сие произошло между 1000 и 1008 годами.
Крайне странно, что русского крестителя похоронили по языческому обряду: его, будто нехристя, вынесли через пролом в стене княжеского дворца в Берестове и «въяложь ше на сани». Имя его не внесли в церковный месяцеслов или святцы. Лишь в XIII веке князя объявили святым, причем только в Новгороде, городе с весьма неоднозначной церковной историей. Всероссийское же прославление Владимира началось после 1888-го, года 900-летия крещения Руси. Только тогда и начали строить храмы в его честь, распространять иконы святого Владимира как «прадеда Руси».