История
Извлечение «камня глупости»
Известный сюжет в европейском изобразительном искусстве XVI XVII веков – операция по удалению «камня глупости», или «камня безумия». Он встречается в работах таких нидерландских художников, как Иероним Босх, Ян Сандерс ван Хемессен, Лукас ван Лейден, Рембрандт Харменс ван Рейн, Франсуа Вервилт… В ходе операции хирург якобы делает пациенту трепанацию, извлекая из головы некий камень и тем самым излечивая его от глупости. Но проводились ли подобные операции на самом деле?
Нарост на лбу дурака
В Средние века в Голландии бытовало поверье, что скудоумие у человека возникает из-за того, что в голове образуются особые камни, давящие на мозг. И если их вовремя удалить, то пациент резко поумнеет. Этим суеверием умело пользовались различные проходимцы и шарлатаны, выдававшие себя за лекарей. Найдя простачка, возжелавшего поднять свой IQ, они избавляли его если не от глупости, то уж точно от лишних денег.
Пациента привязывали к стулу, рассекали острым ножом кожу на голове, без всякого наркоза, лишь дав хлебнуть для смелости приличную дозу алкоголя. А потом с ловкостью фокусника доставали из-за пазухи припасенный заранее камень, делая вид, что только что извлекли его из надреза на черепе.
Процент избавившихся от собственной глупости в результате подобной трепанации неизвестен. Возможно, кое-кто и в самом деле решил, что поумнел, особенно если это усиленно внушали ему псевдолекари. А самозваным хирургам такая операция безусловно была только на пользу.
Этот сюжет, как мы сказали выше, был широко распространен в средневековом изобразительном искусстве. Художники обычно размещали камень глупости в районе лба (иногда чуть выше) или за ухом. Например, в картине «Аллегория глупости» фламандский художник Квентин Массейс изобразил шута (дурака) в традиционном костюме с капюшоном, головой петуха и ушами осла. В руках у него посох с маленькой фигуркой со спущенными штанами, а на лбу – нарост, в котором находится тот самый камень.
Конфликт музейщиков
В наши дни это средневековое суеверье напрочь позабыто. Обычный посетитель картинной галереи, взглянув на такое полотно, изображающее операцию по извлечению камня глупости, даже не поймет, о чем речь. Но в 2016 году сюжет вновь оказался в центре внимания искусствоведов. Это связано со скандалом вокруг картины Иеронима Босха «Извлечение камня глупости») («Операция глупости»). Она стала причиной раздора между музеями Прадо (Мадрид), где хранится это полотно, и Северного Брабанта, который устраивал грандиозную выставку Босха на родине художника, в Хертогенбосе. Эта выставка была приурочена к 500-летию со дня смерти художника. Следует заметить, что сотрудники голландского музея ведут многолетнее исследование творчества Иеронима Босха. Они пришли к выводу, что картина «Извлечение камня глупости» создана приблизительно в 1510-1520 годах – либо в мастерской Босха, либо одним из его последователей. На выставке собирались экспонировать ее с этикеткой «Голландский художник – последователь Босха». С этим были категорически не согласны сотрудники музея Прадо. Они считают, что картина написана самим Босхом в промежутке между 1500 и 1510 годами. А поскольку голландцы стояли на своем, испанцы в последний момент отказались предоставлять «Извлечение камня глупости» для выставки в Хертогенбосе.
Предметы, используемые не по назначению
Давайте все же рассмотрим произведение, вокруг которого сломано столько копий учеными мужами. Картина Иеронима Босха «Извлечение камня глупости» написана в форме тондо, то есть сцена, изображенная на ней, помещена в круг. У этого художника подобная форма встречается неоднократно. Круг имеет у него особый смысл. Это знак всеобщности, всемирности. Заключая композицию в круг, всякий раз Босх подчеркивал, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого.
Вокруг тондо идет золотая готическая вязь на черном фоне. Она переводится так: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас».
Следует заметить, что широко распространенное в средневековой Голландии имя Лубберт было синонимом слов «дурак», «простофиля», «олух», наподобие русского «Иван-дурак».
А вот и сам Лубберт – пожилой седой человек, одетый как крестьянин, в белую рубаху и красные штаны с гипертрофированным гульфиком. Он привязан к стулу.
Над Луббертом расположился монах-врачеватель. Скальпелем он сделал надрез на лбу пациента и извлекает оттуда… нет, не камень, а какой-то цветок. Точно определить, что это за растение, по изображению на картине сложно. Большинство исследователей склоняются к мнению, что это тюльпан. В средневековой символике этот цветок символизировал глупость и наивность. Кроме того, луковицы тюльпанов в то время были страшно дороги, и это может служить намеком на шальные деньги, достающиеся лжелекарю. А второй тюльпан, уже лежащий на столе, говорит о том, что подобная операция в этот день у шарлатана не первая.
Вызывает недоумение воронка на голове у «хирурга». Этот предмет, используемый не по назначению, трактуется также как символ обмана.
Справа от пациента еще один монах в темном одеянии, помощник лекаря. Он то ли отпускает грехи, то ли отвлекает внимание оперируемого. В руках он держит кувшин, вероятно, с вином. Оно нужно для того, чтобы притупить боль от операции без наркоза. А может быть, кувшин с вином – это намек на пьянство самого монаха?
За столом сидит старуха-монахиня с книгой на голове. Еще один предмет, используемый не по назначению. Закрытая книга на голове – знак лжемудрости: знание помещено не внутри, а снаружи. По другой версии, закрытая книга на голове монахини означает, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода – шарлатанство. А кошелек в руках старухи – ее корыстный интерес в этом деле. Возможно, именно она подбила простака на операцию.
Сюжет развивается на фоне однообразного пейзажа. Если присмотреться к нему, то среди коричневато-рыжих равнин можно увидеть изображение виселицы и колеса для пыток. Это знаки неизбежной расплаты за неблаговидные поступки, если не на этом свете, то на том.
Был ли тюльпан?
Глядя на эту картину, многие ученые задаются вопросом: действительно ли в эпоху Средневековья проводились подобные хирургические вмешательства? То есть отображает полотно реальный факт или является аллегорией, отражением фольклора? Мы не можем точно знать, какой была жизнь 500 лет назад, в пору, когда медицина и наука зачастую представляли собой смесь магии, суеверий и догадок.
Однако Иероним Босх имеет репутацию религиозного художника и твердого моралиста. Его картины часто считаются проповедями, насыщенными символами и аллегориями, которые трудно толковать. Именно использованием потрясающих фантастических образов для изображения моральных и религиозных идей и историй Босх выделяется среди своих современников. Его работы воспринимаются легко и увлекательно благодаря юмористической нотке и едкой сатире. Особенно ярко это отражается в картине «Извлечение камня глупости». Однако известно, что во времена Босха такая операция была метафорой лекарства от безумия и глупости. Что подтверждает и имя пациента Лубберт, как мы уже говорили, в голландской традиции – дурак.
Настораживает то, что исследователи чуть ли не однозначно трактуют цветок, извлекаемый из головы пациента, как тюльпан. Известно, что эти цветы попали в Европу в 1554 году, когда посланник австрийского императора Огье де Бюсбек закупил партию луковиц у турецкого султана и привез их в Вену. И лишь позже тюльпаны появились в Голландии. А между тем датировка создания картины «Извлечение камня глупости» варьируется: 1475-1480 гг. – общепринятая в искусствоведении: 1500-1510 гг. в трактовке музея Прадо; 1510-1520 гг. в трактовке музея Северного Брабанта. Босх ушел в мир иной в 1516 году. Следовательно, изобразить тюльпаны на своей картине он не мог, их в Голландии еще не было. Значит, либо на картине нарисован какой-то другой цветок, либо она создана после 1560-х годов, и не Босхом, а кем-то из его последователей. Этот вопрос искусствоведам предстоит еще решить.