История
История снеговиков: от монстров до милых созданий
Лепка снеговиков, или снежных баб, – забава, с давних пор популярная во всем мире. Сейчас эти нехитрые творения воспринимаются как милые символы зимы, но когда-то люди наделяли их грозным мистическим смыслом. В древности снеговики были воплощением зла в разных его проявлениях – а позже, наоборот, способствовали охране здоровья и жилища своих создателей.
Три снежных кома
Классический снеговик делается из трех снежных шаров (большой, средний и маленький), получаемых путем лепки снежков и катания их по лежащему снегу. Большой ком – основание фигуры, средний – ее туловище, самый меньший – голова. Руками могут стать ветки, глазами – угольки. Нос обычно делается из морковки, которая традиционно хранилась в крестьянских хозяйствах всю зиму. Дополнительными атрибутами могут служить метла или лопата в руках, а также ведерко на голове.
Каждый предмет когда-то имел свое сакральное значение. Морковь вместо носа втыкали, чтобы в следующем году был хороший урожай. Глаза-угольки должны были помочь избавиться от плохого прошлого, которое символизировало сгоревшее дерево. Метла или лопата отгоняла злых духов (в некоторых странах для этого же на снеговиков надевали ожерелья из головок чеснока). Перевернутое ведро было призвано привлечь в дом достаток.
Согласно историческим документам, в Средние века снеговики считались недобрыми персонажами. Они ассоциировались с безжалостной холодной зимой, которая приносит людям много бед и хлопот. Их нельзя было лепить во время полнолуния: в этом случае, мол, снежные фигуры могут вызвать у человека кошмарные сновидения. В Норвегии существовало предание о том, что снеговиков опасно разглядывать поздним вечером из-за оконной занавески. Кроме того, дурным знаком считалось заметить снежную фигуру ночью: ее следовало обойти стороной.
Первое изображение снеговика датируется концом XIV века, его нашли в Книге часов (иллюстрированная рукопись с молитвами и псалмами) 1380 года, сохранившейся в Национальной библиотеке Нидерландов в Гааге. На рисунке снеговик сидит, повернувшись спиной к огню, и готов встретить свою смерть; смысл картинки в том, что данный персонаж относится к силам зла.
Само название снежной фигуры возникло в XVIII веке в Германии. В 1770 году в Лейпциге вышел сборник детских песен, в котором одна называлась Schneemann. Книгу перевели на английский язык – и слово snowman, человек из снега.
Возрождение в снежном виде
В странах Северной Европы снеговики известны с глубокой древности. Когда-то они были примерно такими же идолами, как скульптурные изображения из дерева или камня – и так же обозначали кого-то из богов. Им поклонялись зимой, а их таяние летом знаменовало круговорот жизни. На территории современной Норвегии люди лепили снеговиков, чтобы обмануть демонов: согласно преданиям, злой дух принимал снежную фигуру за человека, вселялся в нее и уже не мог освободиться до самой весны. Из-за этого снеговиков называли -белыми троллями».
Есть сведения, что в 1494 году знаменитый Микеланджело Буонарроти слепил снежную фигуру для одного из представителей семейства Медичи. По мнению историков, этот снеговик стал черновым вариантом будущей скульптуры Давида.
Согласно архивным сведениям, в 1434 году во французском городе Аррасе проводилось мероприятие, которое в наши дни назвали бы фестивалем снеговиков: там вылепили большое количество разнообразных снежных фигур, изображавших исторических персонажей (к примеру, Жанну д’Арк), а также мужчин и женщин в фривольных позах. Подобный «фестиваль» был проведен в Брюсселе в 1457 году. А в 1511-м здесь же произошли знаменательные события. В течение шести недель, начиная с 1 января, стояли сильнейшие морозы, из-за которых начались проблемы с продовольствием (лошади гибли, и доставить продукты в город не удавалось). Жители выразили свое недовольство довольно своеобразно: по всему Брюсселю начали появляться снежные фигуры (всего – 110 штук), изображавшие сюжеты вольнолюбивого содержания. Среди скульптур был писающий мальчик. По преданию, фонтан с его фигурой был первоначально установлен еще в 1388 году – как напоминание о ребенке, который струей мочи потушил зажженный фитиль для подрыва разложенных под городскими стенами неприятельских боеприпасов. Но затем скульптуру посчитали неприличной и убрали. Возрождением фигуры в снежном виде горожане хотели показать, что несогласны с таким решением. В конечно итоге спустя более чем столетие справедливость восторжествовала: в 1619 году фламандский скульптор Франсуа Дюкенуа создал новый фонтан с писающим мальчиком, который стал одной из главных достопримечательностей Брюсселя.
Как ангелы
Но в добрых персонажей снеговики превратились только в конце XVIII века – когда стали героями детских сказок. Переосмыслению их роли способствовало изменение христианского мировоззрения: эти фигуры начали сравнивать с ангелами. Ведь снег, из которого они созданы, дарован небом, то есть высшими силами, а значит, скульптуры из него могут передавать Богу послания людей. Снеговиков стали лепить перед Рождеством – и рассказывать им о своих желаниях, которые, как верили люди, станут таким образом известны Всевышнему.
В 1861 году датский писатель Ганс Христиан Андерсен выпустил сказку «Снеговик». Сентиментальный сюжет повествовал о том, как собака рассказала снеговику о печке, возле которой она любит греться. После этого снеговик мечтал переместиться с холода к горячей печи и тосковал, глядя на нее через окно. Весной снеговик растаял, и выяснилась причина его печали: оказывается, фигуру при создании укрепили на кочерге, которая шевелилась в нем при виде родной печи.
Эта и другие подобные сказки окончательно изменили мнение о снеговиках. Из монстров, символизирующих свирепые морозы, они превратились в добрых спутников рождественских и новогодних праздников, их изображения начали украшать поздравительные открытки.
Сын Деда Мороза
На Руси снежные фигуры лепили еще со времен язычества. Снег у славян ассоциировался с будущим богатством и хорошим урожаем – поэтому к нему относились с большим почтением. Сделанные из него идолы должны были умилостивить богов и обеспечить людям благополучие.
Кстати, если в Европе снеговики считались существами мужского пола, то на Руси существовало четкое тендерное различие. Классическая фигура из трех шаров была женщиной – по аналогии с зимой, вьюгой или метелью. Славяне верили, что зимние духи существуют в женском обличий и называли их фигуры снежными бабами. В дохристианские времена существовал обычай устанавливать перед домом сразу трех баб разного размера. Самая большая должна была просить духов о мягкой многоснежной зиме, вторая, поменьше, – об обильном будущем урожае, а третья, самая маленькая (ее называли Крышня), – о счастье и благополучии под крышей дома.
При этом мужская ипостась снежной фигуры тоже имелась. Снеговика-мужчину создавали в виде снежного столба с двумя комочками-руками по бокам. Эти фигуры напоминали славянских идолов, представляющих собой столбы с прямоугольными головами, – и им выказывали соответствующее уважение.
Согласно некоторым преданиям. Снеговик был сыном Деда Мороза и Вьюги-метелицы, а также отцом Снегурочки. Ему возносили просьбу о помощи, милосердии и скорейшем наступлении тепла.
После распространения христианства создание снежных баб на Руси практически прекратилось – Церковь ассоциировала их с языческими идолами и резко осуждала такое занятие. Традицию вернул Петр I, который издал указ праздновать Новый год 1 января и отмечать эти дни весельем, фейерверками, а также лепкой «снежных дур». Известно, что сам царь зимой устраивал среди придворных состязания и награждал создателей лучших фигур.
Веселые фестивали
Сейчас снеговики и снежные бабы – непременные рождественские и новогодние персонажи. Во всем мире в огромных количествах выпускаются открытки с их изображением и мультфильмы с их участием. Каждую зиму проходят сотни веселых фестивалей, посвященных снежным скульптурам. Один из самых необычных праздников проводится в швейцарском Цюрихе, где сделанного из ваты огромного снеговика начиняют взрывчаткой и помещают в костер. По мнению местных жителей, чем быстрее сгорит и взорвется фигура, тем теплее и плодороднее будет лето.
Символически уничтожение снеговиков означает близкий конец зимы и скорое возрождение природы. В некоторых немецких городах перед торжественным сжиганием огромных белых фигур из снега и соломы дети дают клятву весь год вести себя послушно. А в американском штате Мичиган на протяжении многих лет праздничное уничтожение четырехметрового снеговика знаменует скорое решение насущных социальных и политических проблем.
18 января во всем мире отмечается День Снеговика. Этот веселый праздник придумал немецкий коллекционер Корнелиус Гретц. вошедший в Книгу рекордов Гиннесса как обладатель самого большого собрания изображений снежных фигур. Корнелиус предложил данную дату по трем причинам: во-первых, в середине января снег есть в наибольшем количестве стран; во-вторых, в этот день еще не было никакого международного праздника. А в-третьих, число 18, по мнению Гретца, напоминает снеговика, который держит в руке метлу.