Загадочные места
История города Мачу-Пикчу
Этот город, расположенный на высоте 2,5 километра над уровнем моря, так и не покорился колонизаторам. После вторжения конкистадоров населявшие его инки добровольно покинули свои жилища и ушли в неизвестном направлении. Четыре столетия Мачу-Пикчу стоял заброшенным, пока его вновь не открыл американский профессор Хайрам Бингем.
В 1908 году профессор и путешественник Хайрам Бингем возвращался с Панамериканского конгресса в Чили через Перу. Наместник провинции Ла-Конвенсьон рассказал именитому американцу о месте Чокекирао. На языке индейцев аймара это название означало «золотая колыбель». Профессор из любопытства посетил развалины и был весьма удивлен увиденным. Этот старинный город был разграблен, но Бингем узнал, что у Чокекирао был «брат», который расхитителями гробниц так и не был найден.
Последний приют
По возвращении в США Бингем издал книгу «Через Южную Америку», где рассказал о заброшенном городе инков. Из испанских манускриптов американец узнал, что в Андах был еще один город, где инки спрятали мумии правителей и оставшееся золото. Он предполагал, что речь идет о городе Вилькабамба, последнем пристанище Великого инки. Но где он располагался – было неизвестно.
Книга профессора, где он изложил свои доводы, взволновала научную общественность. Ученый совет Йельского университета согласился организовать в Перу экспедицию для поисков затерянного города. Руководителем экспедиции был назначен Хайрам Бингем. Предприятие обещало быть довольно опасным. В те времена в джунглях Латинской Америки запросто можно было наткнуться на воинственное племя индейцев, не тронутое цивилизацией. Американцам пришлось договариваться с властями Перу о выделении вооруженного отряда для охраны ученых.
В июне 1911 года экспедиция Бингема добралась до горных районов Перу. Из бесед с перуанским исследователем инков Карлосом Ромеро профессор знал, что экспедиции лучше двигаться вниз по течению реки Урубамба. По пути он разговаривал с местными, пытаясь узнать что-нибудь о загадочных руинах. Наконец ему повезло – в местечке Мандор-Пампа хозяин трактира Мельхор Ортега рассказал о старых строениях у горы Уайна-Пикчу. Оставалось лишь проверить этот
рассказ.
24 июля 1911 года в компании трактирщика Ортеги и перуанского сержанта Карраско Бингем переправился через Урубамбу и начал восхождение к вершине Уайна-Пикчу. Поднявшись на приличную высоту, исследователи увидели хижины крестьян-кечуа, возделывавших поля на горных террасах. Точно такие же Бингем видел и в Чокекирао.
К визитерам крестьяне отнеслись с подозрением. Они забрались сюда, чтобы им не мешали жить перуанские чиновники, сборщики налогов или вербовщики в армию. Поэтому на вопросы «гринго» кечуа отвечали неохотно. Тогда Бингем решил самостоятельно прогуляться по окрестностям.
На одной из троп он встретил 11 -летнего мальчугана, тащившего кувшин. Форма и орнамент посудины сразу привлекли профессора, который понял, что это не плод труда местных мастеров. За мелкую монету ребенок согласился показать, где он взял этот кувшин. Спустя час компания пришла в место, скрытое зарослями сельвы. Но даже в таком состоянии было заметно, что они вошли в древний город. Местные называли его Мачу-Пикчу, что в переводе с языка кечуа означает «старая гора».
Трофеи «Индианы Джонса»
Поначалу Бингем не смог оценить истинный масштаб своей находки. Он произвел несколько замеров, набросал заметки и сделал несколько фотографических снимков. То, что город имеет четко обозначенную структуру, американец поначалу не заметил. Но на юго-востоке, где они оказались, Хайрама немало удивили каменные строения. Огромные блоки были уложены методом полигональной кладки. Камни неправильной формы и самых разных размеров, словно детали пазла, были тщательно подогнаны друг к другу. Они держались под собственным весом, без грамма скрепляющего раствора. За сотни лет кладка не сдвинулась ни на сантиметр.
Впрочем, тогда Бингем решил, что, несмотря на множество необычных строений, найденное место не является Вилькабамбой, и продолжил экспедицию. Но ничего величественнее Мачу-Пикчу он не нашел.
Вернувшись в США и проанализировав результаты экспедиции, Бингем изменил свое мнение и предположил, что Мачу-Пикчу и есть Вилькабамба. Убедив в перспективности исследований руководство Йельского университета и Национального географического общества, в 1912 году он с новой экспедицией вновь прибыл сюда.
За четыре месяца, что продолжалась работа, археологи очистили затерянный город от растительности и продолжили исследования. Им удалось отыскать тысячи археологических артефактов, из которых наиболее известным является набор церемониальных ножей из сплава бронзы и висмута, изготовленный в XV веке.
Все найденное Бингем заботливо упаковывал в ящики и отправлял в Йель. Так продолжалось в течение последующих экспедиций – в 1914 и 1915 годах. Бингем уверял местных чиновников, что экспонаты отправляются на исследование и через 18 месяцев приедут назад. Но в Перу они вернулись лишь спустя 100 лет. Позднее это дало основания обвинять американца в разграблении памятника. Однако это не помешало его славе и популярности. Личность Бингема позднее даже послужила прототипом для культового киногероя – археолога Индианы Джонса.
Бингему не удалось доказать, был ли найденный им город тем самым последним приютом инков. Хотя испанцы так и не добрались сюда, инки покинули город сами. Профессор написал ряд книг и статей о Мачу-Пикчу, наиболее популярной из которых стала книга «Затерянный город инков», где он пытался объяснить возникновение города и уход его жителей.
Согласно общепринятой теории, Мачу-Пикчу был построен за столетие до пришествия испанцев – в 1440 году. Его воздвигли в горах по приказу великого правителя Пачакутека в качестве императорской резиденции. Зимой в столице империи Куско было очень жарко, поэтому император и его приближенные хотели находиться в более комфортных условиях. Город на вершине гор был наиболее подходящим местом для этого. К тому же в указанном районе, к северу от озера Титикака, согласно кечуанской легенде, находился земной рай.
Дом предков
Построить город на склоне горы – довольно трудное занятие для современных строителей. Что уж говорить о XV веке! Тем не менее инкские инженеры сумели отлично подготовить участок, сделать дренаж и произвести закладку фундамента для множества сооружений. Их подпорные стены и ступенчатые террасы вот уже более пяти веков исправно несут на себе многотонную нагрузку, не позволяя дождям и оползням снести город с горной гряды.
Из-за того, что Мачу-Пикчу был резиденцией, а не классическим городом, его размеры довольно скромны – не более 200 зданий. И большинство из них общественные: храмы, резиденции, склады, казармы. В городе жило не более 1200 человек. Благодаря тому, что Мачу-Пикчу был «закрытым объектом», он имел четко прослеживаемую структуру.
На юге-востоке города размещался императорский квартал, где жили сам Великий инка и его сановники. Пачакутек жил во дворце, состоящем из двух зданий. Недалеко от него был построен Дворец принцессы, где жила королева инков (койя) или дочь Великого инки. Там же стояли две массивные конструкции – полукруглая башня и примыкающие к ней здания. Сходство башни с округлой секцией храма Солнца в Куско подтолкнуло Бингема дать ей такое же название.
А вот сам комплекс зданий перуанцы прозвали Эль-Торреон («бастион»). Предположительно он выполнял роль укрепления и святилища одновременно. Интересно, что сама башня была построена вокруг нетронутой части скалы, которую отшлифовали и превратили в алтарь. Под башней размещался грот, в котором, по предположению Бингема, инки прятали мумии правителей. Его версия не нашла подтверждения, и современные археологи считают, что грот – это помещение для проведения ритуалов. В подтверждение чего указывают на священный инкский крест-чакану, расположенный неподалеку от башни.
На западе Мачу-Пикчу раскинулся жилой квартал из двухэтажных домиков. Качество их постройки заметно уступает зданиям дворцового квартала. Напротив стоит главный храм с алтарем для жертвоприношений. Но главным религиозным центром Мачу-Пикчу была Священная площадь, на северном конце которой имелось трехстенное здание из больших блоков белого гранита.
В восточной части площади разместился Храм трех окон. Окна имеют форму трапеции и смотрят на восток. По бокам у них есть «слепые» окна – ниши. По легенде инков, их первый правитель приказал строить храм на месте своего рождения в Тамбо-токо. В храме должно было быть три окна, символизирующих собой пещеры, «дом его предков по отцовской линии, от которых он ведет свое происхождение». Бингем писал, что этот храм как раз и является таким местом, но более поздние исследования опровергли его догадку.
Длинная гранитная лестница вела от Священной площади к вершине скалы – к многоугольному камню, называемому «интиуатана». В переводе это значило «место, где привязано солнце». «Те жрецы, – писал Бингем, – которые могли 21 или 22 июня остановить движение солнца и “привязать” его к каменному столбу в одном из храмов, пользовались у инков особым уважением и почитанием». Другая версия гласит, что камень мог быть обсерваторией для наблюдений за движением Солнца. Так жрецы узнавали подходящее время для посева или сбора урожая.
Великий исход
Архитектурное и инженерное мастерство создателей Мачу-Пикчу заслуживает всяческих похвал. Строя город на склоне горы, мастера учитывали все нюансы. Их инженерные решения обеспечивали устойчивость конструкций, даже если они стояли на склоне с уклоном 40°. Не страшны им были и землетрясения. Камни, используемые в кладке дворца, имели специальные выпуклости для большей устойчивости. Их тащили на бревнах с отдаленных каменоломен по мокрым склонам. Шлифовали, скорее всего, на месте.
Помимо строительных решений, не характерных для того уровня развития цивилизации, «город в облаках» полон и других загадок. Во-первых, даже сейчас подлинное имя города инков неизвестно. Ведь Мачу-Пикчу – это название, данное величественным руинам далекими потомками строителей. Как называли императорскую резиденцию в те годы, когда она использовалась по своему прямому назначению, установить пока не удается.
После смерти Великого инки Пачакутека его резиденция превратилась в место, где юноши из знатных семей учились астрономии, а девушки – текстильному делу. Не исключается, что город Мачу-Пикчу имел и военное значение, дабы контролировать с высоты окрестные племена.
Под контролем высокогорного города оказывался проход в плодородные тропические провинции, где произрастали фрукты, тыквы, кока и разные растения, использовавшиеся в медицине. Все это были продукты, наиболее важные для империи.
Другая версия гласит, что Мачу-Пикчу был религиозным центром империи, где поклонялись богу Солнца. Его жрицами были девственницы. По мнению Бингема, обнаружившего в городе 170 скелетов, неизвестные злодеи могли изнасиловать и убить жриц. Тем самым место, где произошло преступление, было осквернено и проклято. Не желая испытывать на себе гнев бога Солнца, жители добровольно покинули свои дома.
Но более поздние исследования показали, что найденные скелеты принадлежали в основном мужчинам. Возникла другая версия исхода инков из города. Считается, что продукты в Мачу-Пикчу завозили из Куско. Когда тот оказался под властью испанцев, снабжение прекратилось. Чтобы избежать голода, жители покинули город. По еще одной версии, после злодеяний испанцев часть жителей Мачу-Пикчу подалась в армию, чтобы воевать с ними, а другая вместе с сокровищами и мумиями ушла в легендарную Вилькабамбу.
Впрочем, ряд исследователей прямо указывают, что Мачу-Пикчу все-таки был той самой мифической Вилькабамбой. В 2012 году французский археолог Тьерри Жамин обнаружил здесь секретную дверь в подземелье. Произведя геофизические исследования, француз нашел сеть подземных ходов и пространств. Прибор показал, что в этих помещениях имеются следы различных металлов, в том числе и золота. Но вот является ли это следами золотого наследия инков или просто золотым месторождением – остается под вопросом.
Как бы то ни было, наследники андских культур всерьез считают, что Мачу-Пикчу – их символ связи с той великой цивилизацией, которую испанцы так и не смогли полностью уничтожить.