История
Хрущев на «фабрике грёз». Что возмутило главу страны во время визита в США
После поездок по Вашингтону, штату Мэриленд и Нью-Йорку Хрущёв решил осмотреть западное побережье США. Прилетев 20 сентября в Лос-Анджелес, лидер СССР первым делом отправился на всемирно известную «фабрику грёз».
Вместе с женой Ниной Петровной и другими членами советской делегации Хрущёв посетил киностудию в Голливуде съемочную площадку №8, где Хрущёв разместился в специально сооруженной ложе. Студия снимала веселый мюзикл «Канкан» с Ширли Маклейн в роли хозяйки ночного клуба. Главной «изюминкой» ленты был показ откровенного французского танца. Мода на канкан, который в 20-30 годах XIX века шокировал публику, возродилась в 1950-х годах во Франции, и американские киноделы подхватили начинание.
Высокому гостю «вживую» показали одну из самых ярких и динамичных сцен фильма. Хрущёв полагал, что съемки идут «по плану». В действительности, в субботу у съемочной группы был выходной, так что ей пришлось работать внеурочно. Да и сама сцена уже была отснята, но ее еще раз повторили для Хрущёва. Советский лидер мог видеть, как танцовщицы падают на пол и машут в воздухе задранными ногами в чулках, выставляя на всеобщее обозрение свое нижнее белье.
Поначалу Хрущёв выразил заинтересованность зрелищем, а к концу номера он сидел с открытым улыбающимся ртом. И Хрущев, и его супруга поаплодировали артисткам. Улыбаясь, глава СССР спустился из ложи вниз. Взяв Хрущёва под руку, Ширли Маклейн познакомила его с другими танцовщицами. Советский лидер приветливо пожимал руки участникам съемок. На групповом снимке Ширли Маклейн, стоявшая между Хрущёвым и его женой, по указанию фотографа игриво приподняла ногу, задрав платье. Позднее в воспоминаниях Хрущёв раскритиковал этот «пикантный снимок», отметив, что члены советской делегации не привыкли к такому жанру и посчитали его непристойным.
Цели американцев
Организаторов визита Хрущёва в Голливуд явно интересовала его реакция на демонстрацию женских прелестей. Надо сказать, что Хрущёв сам подавал повод для такого любопытства. Во время банкета с актерами Голливуда в «Кафе де Пари» он вел себя весьма фривольно. Актриса Мэрилин Монро, пришедшая на банкет в обтягивающем платье, рассказывала, что ей Хрущёв улыбался шире, чем прочим знаменитостям. Еще один эпизод случился с актрисой Ким Новак, звездой триллера «Головокружение». Президент Twentieth Century Fox Спирос Скурас попросил красавицу поцеловать советского лидера. Но, по свидетельству переводчика Виктора Суходрева, Хрущёв сам расцеловал Ким Новак в «обе щечки».
Кто знает, не занимались ли спецслужбы США прощупыванием почвы для «медовой ловушки», чтобы скомпрометировать советского премьера? Пуританская мораль настолько срослась с идеологическим обликом Советского Союза, что любой признак показного женолюбия Хрущёва мог бы иметь политический резонанс. А присутствие рядом законной жены Хрущёва и вовсе попахивало скандалом.
Если это так, то роль главной «совратительницы» была отведена старлетке Ширли Маклейн. Хрущёв обошелся с ней довольно приветливо. На одном из «голливудских» кадров запечатлено, как актриса гладит вождя по лысине. Но именно Маклейн принадлежит самая нелестная характеристика Хрущёва, представляющая его эротоманом. Ширли Маклейн утверждала, что Хрущёв разозлился из-за того, что артистки танцевали в нижнем белье. То есть, по ее мнению, советский лидер надеялся увидеть «традиционный» французский канкан, исполняемый артистками без трусов.
«Это порнография!»
Во время своей поездки по Америке Хрущёв задался целью ничему не удивляться. Так что откровенно смутить гостя у деятелей Голливуда не получилось. После первоначальной реакции, которая, по-видимому, была вполне естественной и откровенной, Хрущёв как следует обдумал произошедшее. Свою позицию он несколько раз озвучил в дальнейшем.
Охранник Хрущёва Николай Захаров вспоминал о разговоре лидера СССР с постановщиком фильма (возможно, с режиссером Уолтером Лэнгом). Кинодеятеля заинтересовало, как Хрущёв оценивает увиденное и не собирается ли Советский Союз купить картину.
«Советский народ больше любит смотреть на лица, поэтому такую картину покупать не будем», – ответил председатель Совета министров. Аналогичную мысль Хрущёв высказал в беседе с журналистами на выходе из студии. Цитата с пресс-подхода была опубликована в эмигрантской газете «Новое русское слово»: «Это попросту порнография, – сказал Хрущёв. – Человек нормальной морали такими вещами не интересуется. Лицо человека интереснее, чем его зад, а во время танца нам ничего другого не показывали».
Лидер СССР добавил, что, по его мнению, «зря хороших девушек заставляют делать плохие вещи на потеху пресыщенной, развращенной публике». Также он добавил, что никогда не ходил в кабаре.
Падкие до «жареных» фактов газетчики поспешили обвинить Mr. К. в ханжестве. Американские фельетонисты фантазировали, как Нина Хрущёва делает выговор мужу за излишнее внимание к танцовщицам. Однако у позиции Хрущёва нашлись и защитники в христианских кругах США.
«Это действительно печальный день, когда самый выдающийся атеист в мире осмеливается разъяснять приличия и нравственность людям, весь кодекс поведения которых должен основываться на этих принципах», – отмечала 24 сентября газета «Питтсбургский католик».
Позже президент Американской ассоциации кинематографистов Эрик Джонстон признал, что показывать русским «задницы девушек» было «не самым мудрым поступком» с их стороны.
Последствия канкана
Хрущёв умело использовал свой визит в Голливуд для критики американских порядков. Беседуя с руководителями профсоюзов в Сан-Франциско, советский лидер позволил себе эксцентричную выходку: он наглядно показал присутствующим, что такое канкан, задрав полу собственного пиджака. «Это порнография! – вновь заявил Хрущёв. – <…> Показ подобных фильмов у вас называется свободой. Нам такая свобода не подходит».
Хрущёв повторил мысль о «хороших, честных артистках», вынужденных «показывать заднее место» на потребу развращенным людям. «Это капитализм делает девушек такими», – возмущался первый секретарь ЦК.
Хрущёв говорил, что советские люди «не пойдут» на такие фильмы. И в этом, видимо, заключалась главная причина его возмущения. Если бы глава правительства высказал позитивный отзыв о «Канкане», встал бы вопрос о прокате мюзикла в СССР. А этого Хрущёв, несмотря на личное удовольствие от увиденного, не мог допустить.
Хотя об этом нечасто говорят, строгая публичная половая мораль была одной из «скреп», обеспечивавших лояльность населения к советской элите. Большевистские сексуальные эксперименты 1920-х годов в духе «теории стакана воды» не нашли понимания у вчерашних крестьян, сохранивших в глубине души патриархальные устои. Кроме того, в условиях СССР «сексуальные революции» могли кончиться лишь одним – увеличением числа матерей-одиночек, абортов и детей в детдомах. Отметим, что канкан иногда можно было увидеть в советских опереттах, но эти постановки ни-когда не были по-настоящему массовым искусством, в отличие от кинематографа.
Итоговую оценку эпизода с канканом можно найти в книге «Лицом к лицу с Америкой», одним из авторов которой стал зять Хрущёва Алексей Аджубей. Сам Аджубей был вполне доволен голливудским зрелищем, в чем признавался переводчику Суходреву. Но в книге он написал, что актрисы по приказу руководства делали вещи, которых якобы сами стыдились: «Они танцевали, не понимая, кому и зачем пришло в голову заставлять их делать это перед Никитой Сергеевичем Хрущёвым и перед другими советскими гостями».
Так Ширли Маклейн и остальные актрисы неожиданно были представлены жертвами эксплуатации со стороны капиталистической киноиндустрии.