Загадочные места
Храм крыс в Индии
Индийский штат Раджастхан мало чем отличается от других — та же нищета, та же грязь… А вот скромная деревушка Дешнок, расположенная в самом его сердце, известна далеко за пределами Индии и имеет, не побоимся громкого слова, всемирную славу. И все благодаря храму богини Карни Мата, который романтичные и немного наивные индийцы величают восьмым чудом света. Что касается прагматичных иностранцев, то они, не желая утруждать себя запоминанием сложных названий, зовут его просто храмом крыс.
СМОТРИТЕ ПОД НОГИ!
Храмов в Индии огромное множество. Но этот не похож ни на один другой, потому что обитают в нем не люди, а крысы. Длинные мраморные переходы, прохладные подземные тоннели, пол под ногами посетителей, просторные храмовые дворики — все это кишит шустрыми темно-серыми зверьками. Сколько их тут — сосчитать невозможно, но, по уверениям местных жителей, не менее 20 тысяч.
Дешнокцы храмовых крыс просто обожают. Их холят и лелеют, а досужих туристов заставляют разуваться перед входом и предупреждают строго: «Не наступите на крысу!» Если какой-нибудь зверек все же пострадает, виновника ЧП тут же заставят возместить ущерб: он обязан заказать специальным мастерам-ремесленникам фигурку крысы в натуральную величину. Да не из глины, как могли подумать вы, а из чистого золота. Ну в крайнем случае — серебра. Дорого, но придется раскошелиться, ведь иначе ни местные жители, ни сама богиня вас не простят.
ПОТОМКИ БОГИНИ
Отчего же крысам в этом храме оказывают такой почет и не оскорбительно ли их присутствие для Карни Мата? Ничуть! Ведь крысы — ее потомки. Индийцы так и называют храмовых крыс — детки. История же этого странного родства такова.
В отличие от большинства божеств индийской мифологии Карни Мата — вполне реальный персонаж, хотя не совсем обычный. И разумеется (как это всегда бывает в Индии), овеянный множеством легенд.
Итак, мать вынашивала ее 21 месяц, когда же наконец 2 октября 1387 года женщина разрешилась от бремени, выяснилось, что новорожденная малышка умеет говорить. Удивлению женщины не было предела. А вот индийцы, верящие в реинкарнацию, тут же сочли, что Карни Мата стала воплощением великой Дурги (она же Кали) — богини грозной, несправедливой.
Выходя замуж, Карни Мата не сочла нужным скрывать от будущего супруга Депа истинной своей сущности. В первую же ночь новобрачный был поставлен перед выбором; провести ли жизнь, полную удивительных подвигов, с богиней, но соблюдая при этом чистоту отношений и не помышляя о сексе, или жить простыми радостями и плодить потомство, соединившись с ее сестрой. Приглядевшись к супруге повнимательнее (а каждая из 10 ее рук была при оружии, и восседала она на живом тигре), Деп предпочел жизнь без подвигов, а жену — без анатомических излишеств. На том они тихо-мирно и расстались. Деп стал жить-поживать с сестрой богини. А Карни Мата принялась творить чудеса.
Командуя войсками, она неизменно одерживала победу, а после боя, обходя места сражения, пробуждала погибших воинов к жизни. Обратившись в огромного льва, она убивала разбойников, воровавших скот и обрекавших местных жителей на голодную смертью. Не боялась отважная дама и власть имущих — перед зарвавшимися правителями заступалась за обиженных и оскорбленных. А позже, когда местные царьки, то и дело меряющиеся своим богатством, стали все чаще устраивать междоусобные войны и потасовки, заставила их объединяться и стала «собирательницей земли Раджастханской».
Но однажды удача отвернулась от нее. Один из четырех сыновей Депа утонул в священном озере, и, хотя Карни Мата неоднократно просила бога смерти Яму вернуть юношу к жизни, тот ее не послушал. Тогда разгневанная богиня избавила все свое (то есть Депово) потомство от лап смерти. Правда, довольно экзотическим способом; отныне каждый умерший возрождался в образе крысы и прятался в доме богини — крысином храме, находился, так сказать, под ее личной защитой. Когда же приходил срок самой крысы, она возвращалась в этот мир новорожденным ребенком — потомком Депа. Такая вот круговая реинкарнация.
НЕПЛОХОЙ ДОХОД
В нынешнем Дешноке живет 513 семей с фамилией Депават. Все они — потомки Депа. Приходя в храм, люди оказываются в обществе своих умерших пращуров и не рожденных еще детей и внуков. «Когда я умру, то воскресну в образе крысы, — сказал смотритель храма. — И я рад этому».
Вся жизнь клана Депават сосредоточена вокруг храма. Свою родословную каждый ее член может проследить до одного из четырех сыновей Депа. Каждый месяц представители очередной родственной линии заступают на дежурство: мужчины бросают основную работу, поселяются на циновках в храме, трижды в день совершают богослужение, круглосуточно следят за порядком.
Заморский турист здесь редок, а вот местных паломников — превеликое множество. Особенно осенью, во время Дурга-пуджи, праздника Дурги, поклониться богине и выразить свое почтение ее деткам-крысам приезжают люди со всей Индии.
Пожертвования, поступающие в храм, весьма своеобразно делятся между семьями клана: представители боковых ветвей получают меньше, прямые потомки — больше. К слову сказать, крысиная рента приносит весьма неплохой доход, особенно по меркам Индии. Так что выражение «беден как церковная крыса» к Депаватам не относится. У них-то как раз все наоборот.
ОТЗЫВЧИВЫ И БЛАГОДАРНЫ
Священные крысы — существа отзывчивые и благодарные. Они никогда не вредят людям, наоборот, при любой возможности стараются помочь.
Храмовые сторожа уверены, что, когда несколько лет назад в городе Сурат вспыхнула чума, именно грызуны помогли людям выжить. Народ, напуганный размахом болезни, потянулся в Дешнок, поближе к богине Карни Мата. В храме всем давали только ту воду, которую пили крысы, и никто из приехавших не заболел, ни один человек.
Надкушенные крысами сладости и в мирные времена считаются священными. Их называют прасад и раздают членам рода Депават. Из миски с молоком, которое отведали храмовые детки, поят и человеческих детей — чтобы они росли здоровыми, крепкими и счастливыми. Нам это кажется невероятным, но почему-то именно так и происходит.