Connect with us

Археология

Головоломка для ученых – Наска

Южное побережье Перу с сухим климатом, лишенное растительности, уже много лет привлекает внимание ученых разных стран, прежде всего историков и археологов. Непонятными показались им обнаруженные с высоты птичьего полета в первой половине XX века на выжженных солнцем пустынных плато странные линии. Вначале они думали, что это пересохшие каналы для воды, но сделанные позднее из самолета фотографии отчетливо показали, что это рисунки, изображения гигантских птиц, животных, в том числе человека. С какой целью их делали на каменистом плато Наска древние индейские племена?

Примерно в 300 км к югу от столицы Перу Лимы расположено плато, или по-местному пампа Наска. Около 500 кв. км его территории покрыто этими линиями, которые складываются в причудливые формы и изображения. Ученые насчитали свыше 30 огромных животных, птиц, рыб, насекомых и людей, причем необычного вида. Изображениями являлись проведенные борозды в твердом грунте шириной свыше метра и глубиной до 50 см. Чтобы проделать такие углубления, требуется приложить немало усилий не один день, не один год. Но во имя чего?

Возраст изображений разный: от 350 года до нашей эры до 600 года уже нашей эры. Ученые ломают голову, какие такие племена, в период какой цивилизации произвели эти рисунки? Ведь инки жили гораздо позже, в XI-XVI веках на территории нынешней Колумбии. И где же жилища, резервуары для питьевой воды?

Если находиться на земле, то увидеть эти рисунки сложно. Исследователь видит перед собой лишь прямые борозды-тропинки в скалистых пустынях. Они убегают вперед прямо на многие десятки метров, иногда сотни, а потом неожиданно круто поворачивают и возвращаются обратно. Некоторые линии представляют собой спирали, треугольники. В округе нет никаких следов пребывания человека. Никто не знает, кто сделал эти линии, для чего они предназначены. Эти вопросы остаются без ответа и до настоящего времени.

ВИД С БОРТА САМОЛЕТА

В 1939 году на разведку в сторону плато Наска вылетел американский археолог Пол Косок, специалист по древним оросительным системам. Он увидел на земле линии, изображающие какие-то неведомые существа, очень удивился и решил приземлиться. Ему захотелось пройтись по линиям-бороздам. Эти борозды, как оказалось, не имели ничего общего с оросительными каналами.

Косок выяснил, что техника нанесения гигантских фигур на поверхности скальной пустыни была довольно простой: камни сдвигали в сторону, обнажая мягкую землю, и укладывали в ряд. Археолог исходил большие территории и попытался перенести на бумагу в уменьшенном размере рисунок пройденных им тропинок, получив изображение странной птицы. Колибри? Для чего?

Он предположил, что эта птица, как и другие нанесенные на каменном плато изображения, могли служить древним местным племенам астрономическим календарем, так как отдельные линии рисунка птицы совпадали с точкой захода солнца, а противоположные — с его восходом.

Открытие Косока заинтересовало многих ученых. Но отправляться в Лиму, лететь на самолете, потом долго топать по земле согласилась… только женщина — немецкий археолог Мария Райхе.

ОТКРЫТИЕ ГЕОГЛИФОВ

Мария Райхе (1903-1998) была необычной женщиной. Она родилась в Дрездене, изучала математику, географию и иностранные языки в Дрезденском техническом университете, мечтала о далеких путешествиях. В 1932 году она завербовалась в качестве няни и учителя детей немецкого консула в Куско — бывшей столице империи инков в Перу.

После начала Второй мировой войны Мария решила не возвращаться в нацистскую Германию, а познакомившись в 1940 году с американским археологом Полом Косоком, стала его помощницей. Так определилась ее судьба, ее будущность, она всецело посвятила себя изучению рисунков Наска, которые, по-научному, называли линиями Наска, или геоглифами (гигантские рисунки на земной поверхности). Именно ей принадлежит заслуга создания карт большинства изображений.

В 1948 году Косок оставил занятия наукой, его место заняла Мария. Она заносила геоглифы на географическую карту Перу. Ей хотелось установить взаимосвязь между рисунками, определить назначение каждого. Но взаимосвязи не просматривалось, каждый служил своим определенным задачам. Каким? Календарным? А если космическим, например, для солнечного календаря наблюдений за астрономическими циклами?

Хотя какая в этом была нужда для местных индейцев? Что дало бы им знание календарных дат восхода солнца и захода луны. Полученные знания не могли служить ни повышению урожайности, ни определению циклов погоды. Это были бы просто отвлеченные научные знания. Для чего? Не стал бы древний человек мучить себя и своих близких многолетним ковырянием в земле, чтобы предсказать, что вот через столько-то дней солнце будет всходить в этой точке и на землю придет тепло, наступит новое время года и можно будет… что делать? Сеять? Кругом скалы, пустыня, никаких сельскохозяйственных работ на сотни километров не велось. Несерьезно. Загадка.

Но Мария не отступала. Она установила, что древние люди, она называла их древними перуанцами, выполняли свои рисунки предварительно в небольшом масштабе, возможно, они чертили сначала на земле, а затем приступали к выполнению чертежа уже в полном масштабе. Доказательством тому служили обнаруженные деревянные колья, вбитые в землю, служившие ориентирами. Мария отмечала: «Лишь тот, кто хоть немного знаком с работой землемера, может по достоинству оценить знания этих людей, способных по маленькому чертежу воспроизвести на земле огромные изображения с полным соблюдением всех пропорций. Очевидно, у древних перуанцев были измерительные инструменты и иные средства, о которых нам ничего неизвестно и которые они вместе с другими своими знаниями укрыли от глаз завоевателей как сокровище, которого не должны были касаться ничьи руки».

Мария Райхе была скрупулезным ученым, она внимательно рассматривала рисунки, создавала их картографию. В своей научной работе Мария писала: «Я стала бродить вдоль каждой линии, чтобы уяснить их значение, и постепенно я обнаружила, что они образуют фигуры: паук, обезьянка, птица… Затем я продолжала обходить линию за линией, стараясь как можно точнее наносить их на бумагу, и только тогда поняла, что гляжу на колоссальный календарь…»

ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Швейцарский писатель и кинорежиссер Эрих фон Дэникен в своих книгах и документальной кинодилогии «Воспоминания о будущем» и следующем фильме «Тайны богов» не оставил без внимания наскальные рисунки Наски. Со свойственным ему категорическим суждением он сделал вывод, что геоглифы могли служить посадочной площадкой для космических кораблей инопланетян.

Он исходил из простой логики: землянам такие гигантские изображения не нужны, в них нет никакого смысла, а вот если на них смотреть с высоты, то возникают образы, которые могли нести какую-то информацию. Поэтому наскальные рисунки оставили либо древние перуанцы, чтобы обозначить места приземления космических аппаратов, либо эти изображения сделали инопланетяне, увидев местных птиц и животных, и таким образом обозначили удобную для приземления площадку.

Но все эти соображения не очень вяжутся с действительностью. Во-первых, древние перуанцы не имели никакого представления о космосе, о Вселенной и едва ли откликнулись бы на сигналы неземных пришельцев. Вероятнее всего, они убежали бы от страха подальше в горы. Во-вторых, последние сообщения астрономов со всей очевидностью доказывают, что в обозримой Вселенной человечество находится в одиночестве. Собратьев по разуму в «нашем» звездном пространстве не обнаружено, и едва ли они имеются. В-третьих, ведь за прошедшие века нет ни одного свидетельства, чтобы «братья по разуму» откликнулись на посылаемые им сигналы с Земли и сделали хоть одну попытку прибытия на обитаемую планету.

ПОЛЕТЫ

Но идея полетов древних перуанцев, их жажда покорить небо вполне понятна. Она заинтересовала даже нескольких английских спортсменов-авиаторов, которые решили попробовать подняться в небо на… воздушном шаре, наполненном дымом от костра. Так, по их представлению, могли передвигаться древние перуанцы, и тогда у них могла возникнуть идея создания гигантских рисунков.

Англичане сделали не шар, а тетраэдр, из числа тех, изображения которых они видели в скалах. Гондолу соорудили из легкого тростника, а ткань… тут они не стали особенно мудрить и использовали современный материал. Наполненный дымом тетраэдр оторвался от земли. Он взлетел и преодолел расстояние в 200 м.

С высоты авиаторы увидели эти странные рисунки, но никаких новых идей они у них не вызвали. Тетраэдр стал стремительно опускаться на землю, и надо было думать о собственном спасении. Полет англичане совершили, но это не доказывает, что такие тетраэдры делали древние перуанцы и летали на них по всему плато. Для чего это им было нужно?

Наскальные рисунки Наска до настоящего времени остаются полной загадкой. Нет ни одной гипотезы, ни одной идеи, которые могли бы указать на необходимость появления в пустынных засушливых гористых местах, лишенных растительности, гигантских рисунков птиц, животных, насекомых и даже человека.

Сегодня все тропинки-бороздки очищены от гальки, мелких камней, их отчетливо видно, но наступать на них запрещено. С 1994 года геоглифы Наски признаны объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Посетителям заповедной зоны предлагается взобраться на специальные вышки, расположенные в 20 км к северу от геоглифов. С такой высоты достаточно отчетливо просматриваются  некоторые фигуры.

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2024 "Мир знаний"