Connect with us

История

Генеральный продюсер Сталин

Товарищ Сталин беззаветно любил кинематограф и уже с середины 1920-х годов начал постепенно превращаться из внимательного зрителя фактически в главного кинопродюсера Страны Советов. Сталин не пропускал ни одного нового отечественного фильма и к каждому из них относился не менее заинтересованно и пристрастно, чем владелец голливудской киностудии к своей продукции.

СОВЕТСКИЙ КИНОМАН № 1

Еще в 1927 году Сталин обратил пристальное внимание на кинематограф и поделился с соратниками прогрессивным стратегическим соображением: «Я думаю, что можно было бы начать постепенное свертывание водки, вводя в дело вместо водки такие источники дохода, как радио и кино».

Объемы производства водки в СССР так и не были снижены вплоть до Горбачева, но вот кино со временем действительно вышло на второе после алкоголя место в перечне главных источников государственного дохода. Правда, произошло это уже после Сталина.

Вождь просто слишком любил кино, чтобы превратить эту отрасль в бизнес, пусть и полностью ему подконтрольный. Нет, он желал не зарабатывать на кинематографе, а прежде всего смотреть те фильмы, которые ему хотелось. С запросами всей остальной огромной массы зрителей Иосиф Виссарионович не
слишком считался.

Хрущев вспоминал в мемуарах, что киносеансы были для Сталина регулярным ритуалом. Когда он хотел обсудить что-то с членами политбюро, то зачастую вызывал их в кремлевский кинотеатр. Собравшиеся смотрели фильм и только затем переходили к насущным общественно-политическим вопросам.

Картины, которые крутились на этих сеансах, Сталин всегда выбирал единолично. Часто фильмы повторялись — свои любимые ленты вождь засматривал до дыр. Причем очень немногим картинам посчастливилось войти в сталинский «топ-лист».

ДОГНАТЬ ГОЛЛИВУД

Вождь любил жанровое голливудское кино, особенно вестерны. Но фаворитов у него здесь не было: ковбойские и приключенческие фильмы он считал пустяковыми и смотрел их, как сейчас бы сказали, «для разгрузки мозгов».

Впрочем, один военно-приключенческий американский фильм — «Потерянный патруль» (1934) — вождя впечатлил по-настоящему. Посмотрев картину, Сталин высказал мнение, что и в СССР стоило бы снять нечто подобное. Так появился неофициальный советский ремейк «Патруля» — картина «Тринадцать», которую доверили снимать Михаилу Ромму. Его дебютная лента «Пышка» по рассказу Ги де Мопассана тоже очень понравилась Сталину. Оперативно снятый Роммом по мотивам «Потерянного патруля» фильм «Тринадцать» в итоге даже превзошел своего голливудского прародителя. Сталин остался доволен и вскоре именно Ромма назначил режиссером важнейшего идеологического фильма конца 1930-х годов «Ленин в Октябре».

Еще Сталину чрезвычайно нравился знаменитый голливудский фильм об Иоганне Штраусе «Большой вальс» (1938). Посмотрев его, вождь сказал министру кинематографии Ивану Большакову: «Почему бы нам не делать таких же картин о наших знаменитых композиторах? Ведь они были куда крупнее и талантливее, чем Штраус!» И вскоре на советских экранах один за другим появились фильмы «Глинка», «Мусоргский», «Римский-Корсаков». Правда, первым из них Сталин остался недоволен: «Нужно исторические образы правдиво отображать. Ну что нам показали Глинку? Какой это Глинка? Это же Максим, а не Глинка. Артист Чирков не может перевоплощаться…» Знаменитая трилогия о большевике Максиме, снятая Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом, входила в число сталинских кинофаворитов. И исполнителя главной роли Бориса Чиркова вождь с тех пор критиковал всякий раз, когда видел его на экране в каком-либо другом образе.

Когда один из любимых сталинских режиссеров Григорий Александров предложил поставить фильм о Чайковском, вождь ответил: «Сначала снимите новый фильм о Глинке. Старый был неудачный и черно-белый, а вы сделайте хороший и цветной». Так через несколько лет после фильма «Глинка» появилась картина «Композитор Глинка», где заглавную роль исполнил Борис Смирнов. А кинобиография Чайковского в итоге появилась в СССР лишь в 1969 году.

ЛЮБИМЫЕ ЛЕНТЫ ВОЖДЯ

В любом случае куда больше, чем фильмы про российских композиторов, Сталину нравились комедии Александрова с Любовью Орловой: «Веселые ребята», «Цирк» и особенно «Волга-Волга». Вождь был в восторге от острохарактерной игры Игоря Ильинского в роли чиновника-самодура Бывалова. «Вы бюрократ, товарищ Бывалов, и я бюрократ: мы поймем друг друга», — с улыбкой сказал Сталин Ильинскому на приеме в Кремле.

Чаще, чем «Волгу-Волгу», Сталин пересматривал только «Чапаева» (1934) братьев Васильевых. Картина покорила его сразу и уже навсегда. Отзыв вождя после первого просмотра гласил: «Здорово, умно и тактично сделано. Хороши и Чапаев, и Фурманов, и Петька. Фильм будет иметь большое воспитательное значение». В последующие годы число просмотров Сталиным «Чапаева» перевалило за полсотни.

Именно после шедевра, по собственному почину осуществленного братьями Васильевыми, Сталин внедрил в советское кино практику госзаказа. Такой заказ всегда исходил лично от него. От режиссера Александра Довженко вождь потребовал создать «украинского «Чапаева» — так появился фильм «Щорс». А Сергей Эйзенштейн именно с подачи Сталина снял лучшие свои картины «Александр Невский» и «Иван Грозный».

С конца 1930-х годов и вплоть до смерти Сталина самым распространенным жанром советского кино был фильм-биография. Своей картины удостоились все дореволюционные деятели из русской истории, которым Сталин симпатизировал: Петр I, Суворов, Кутузов, Нахимов, Ушаков, Богдан Хмельницкий, Минин и Пожарский, Разин, Пугачев, Лермонтов, Белинский, Пирогов, Пржевальский, Миклухо-Маклай, Александр Попов и другие.

КОНЕЦ МАЛОКАРТИНЬЯ

После войны масштабно мысливший кинопродюсер Сталин выдвинул план создания цикла фильмов под общим названием «Десять ударов, сокрушивших гитлеровскую военную машину». Вскоре он был переименован в «Десять сталинских ударов». Однако из запланированных десяти было снято лишь три фильма: «Сталинградская битва», «Третий удар» и «Падение Берлина». Со смертью вождя в 1953 году необходимость продолжать серию отпала.

В 1953-м кинематографисты вообще вздохнули с облегчением. Ко всеобщей радости, закончилась эра «малокартинья». После войны Сталин решил: «Снимать картин надо меньше, но каждая должна быть шедевром». В результате масса людей потеряла работу, а ни одного всамделишного шедевра так и не появилось. Но со второй половины 1950-х годов советское кино стало быстро набирать обороты — и ежегодное количество новых фильмов выросло на порядок.

Хрущев, а затем и Брежнев лично не уделяли кинематографу практически никакого внимания. При них уже были немыслимы разносные постановления ЦК, клеймящие именитых режиссеров или их отдельные фильмы.

Тем не менее сталинская эпоха обогатила отечественное кино десятками превосходных картин. Комедии Александрова и Пырьева, сказки Птушко и Роу, «авторское кино» Довженко и Медведкина, мюзиклы Ивановского и экранизации Петрова, военные ленты баталиста Столпера и мариниста Брауна… Все они доказывают, что Сталин был не таким уж неумелым кинопродюсером.

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2024 "Мир знаний"