Человечество
Фреска Джотто
То, что сделал в падуанской капелле Скровеньи художник Джотто ди Бондоне, навсегда прославило его имя. Джотто в своей фреске «Оплакивание Христа» отказался от византийского церковного канона и совершил подлинное открытие новых приемов в живописи.
Сам по себе сюжет оплакивания Спасителя, снятого с креста, далеко не нов. Но до Джотто изображения неутешных учеников Христа и его родственников выглядели статичными и плоскими. На фреске в капелле Скровеньи можно увидеть, что Джотто воспринимает «Оплакивание Христа» отнюдь не как готовую и утвержденную церковными канонами иконописную формулу. Напротив, ему хочется рассказать зрителю эту историю заново – так, как это до него не делал никто.
Глубокая скорбь
Джотто старается передать весь драматизм ситуации. Ему важно показать эмоциональный смысл происходящего и то, как по-разному выражают свою печаль герои евангельских событий. Молчалива и глубока скорбь Девы Марии. Женщины заламывают руки в отчаянии и тоске. Мария Магдалина плачет у ног Христа. Стоически переносят скорбь Никодим и Иосиф Аримафейский. А широко разведенные в стороны руки Иоанна Богослова, любимого ученика Спасителя, одновременно напоминают о распятии и о чем-то птичьем (орел стал символом этого евангелиста в религиозной литературе).
Персонажи Джотто на фреске «Оплакивание Христа» меньше всего похожи на статистов. Они все вовлечены в происходящее, а их жесты и позы (изображенные Джотто довольно точно и переданные с небывалой для начала XIV века реалистичностью) чем-то напоминают героев греческих трагедий, в порыве страстей воздымающих руки вверх или закрывающих ими лицо. Все это вместе взятое складывается в единый и гармоничный эмоциональный фон. В византийской живописи позы и жесты имели больше символический смысл. У Джотто же не только люди, но даже и ангелы, потеряв иконописную статичность, демонстрируют чисто человеческие эмоции.
Второе открытие Джотто следует из предыдущего. Оно заключается в том, что живопись перестает быть простой иллюстрацией библейского текста. Она приобретает самостоятельную ценность. Сакральный сюжет становится интересен художнику не только сам по себе, но и с точки зрения раскрытия новых пространственных возможностей и дотоле необычных композиционных решений. К примеру, что получится, если сместить смысловой центр картины подальше от ее центра геометрического? «Оплакивание» успешно решает эту творческую задачу. Смысловым центром на данной фреске, безусловно, являются сближенные лица Христа и Девы Марии, вынесенные в левый нижний угол.
Вообще, две головы, расположенные вплотную друг к другу, – излюбленный прием Джотто. Художник умеет извлекать из него психологические и эмоциональные эффекты. Достаточно вспомнить поставленных нос к носу Искариота и Христа в «Предательстве Иуды».
Художнику удалось передать отчаяние даже изображениями скорбящих женщин, сидящих к зрителям спиной. Хотя они полностью закрыты плащами, их сгорбленные в отчаянии фигуры отражают неподдельные страдания. Собравшиеся вокруг неподвижного тела жены-мироносицы – это настоящее достижение в искусстве. Они запечатлены в разных, но очень естественных и живых позах, а их одежды обрисовывают складками реальные тела, а не иллюзорные бесплотные модели.
В этой фреске Джотто значительно опередил свое время, внеся в монументальную церковную живопись эмоции, движения, настоящие человеческие переживания. Картины перестали быть стандартными иконами, а стали отражением реальности – настоящей или придуманной.