История
Древняя «империя зла». За что Ассирию ненавидели, покоренные народы
Ассирийская держава охватывала территорию нынешних Ирака, Сирии и Израиля. Но величие достигалось большой жестокостью. Современники считали это государство самой настоящей «империей зла». И было за что…
Ассирийская держава существовала почти 2 тысячи лет. Один из пиков ее расцвета пришелся на VIII—VII века до нашей эры. Именно в это время Ассирия стала своего рода притчей во языцех. Очевидцев приводила в шок чудовищная жестокость ассирийских правителей.
Город грехов
Вот как библейский пророк Наум описывал город Ниневию, столицу Ассирийской империи: «Горе городу крови! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство… Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов: нет конца трупам».
Может быть, пророк немного преувеличил, и на самом деле все было не так уж плохо? Все было гораздо хуже! Во-первых, ассирийцы для сплочения своей империи — за много веков до тиранов XX столетия — придумали такую вещь, как массовые депортации народов. То есть из одной покоренной области люди переселялись в другую покоренную область или во внутренние (собственно ассирийские) регионы государства. И наоборот. Делалось это для того, чтобы народам сложнее было бунтовать.
Во-вторых, ассирийцы использовали такие «убедительные» средства устрашения, что пробирало даже самых твердолобых. Потом, когда и для Ассирии настал час расплаты (в 612 году до нашей эры Ниневия — столица Ассирии — была взята и разрушена), победители поступили с городом так, как обычно поступали сами ассирийцы.
Послушаем мнение известного советского историка Игоря Дьяконова из его работы «История Мидии»: «Все это не пустая риторика. Мы можем не сомневаться, что именно так поступили победители со вполне реальным населением Ниневии: способные носить оружие были перебиты, остальные уведены в рабство. Дети, неспособные перенести тяготы пути, убивались на месте. А знатных женщин в знак позора заставляли идти в рабство, задрав подол. Можно ли было ожидать другого?
А разве ассирийцы не сжигали детей на массовых кострах (!), не складывали живых пирамид, не расшибали младенцев об углы зданий, разве не украшали своих дворцов рельефами с изображением пленниц с задранными подолами? Могли ли ассирийцы ожидать гуманного обращения от мстителей?»
Изощренные наказания
Кстати, что это за «задранные подолы пленниц», о которых идет речь в тексте? Дело в том, что, угоняя с собой пленных вражеских женщин, ассирийцы заставляли их идти, задрав юбки и демонстрируя обнаженные половые органы. Это было чем-то вроде знака позора и унижения. А что оставалось делать бедным женщинам? Приходилось идти.
Вообще, ассирийские законы были довольно суровы даже по отношению к собственным женщинам — не то что вражеским. Так, неверную жену в Ассирии муж просто выставлял голой (в буквальном смысле) на улицу. И там она уже должна была сама искать себе пропитание. Хорошо, если живы родители. А если нет? Тогда путь один — в дешевые уличные прос..тутки, чтобы заработать для начала хотя бы на одежду!
Еще в Ассирии, как и во многих других странах Востока, в ходу был такой обычай, как левират. Что это означало? Если старший брат ненароком помирал, то его жена автоматически переходила к следующему по старшинству брату. Это хорошо, если супруга у покойника была молодая и симпатичная. Но если нет, то все равно приходилось брать. Традиции!
Хотя, впрочем, формально брат усопшего мог отказаться брать себе его жену. Тогда отвергнутая вдова имела право в присутствии старейшин снять с ноги отказавшегося деверя одну сандалию и плюнуть ему в лицо. В прямом смысле. После чего тот, в кого наплевали, получал обидное прозвище «разутый» и становился объектом презрения всего коллектива. Поэтому немногие выбирали такой вариант. Это была своего рода гарантия женских прав, чтобы не оказаться на улице после потери кормильца.
Хотя, конечно, находились и такие наглецы, которым плюй в глаза — все божья роса. В таком случае отвергнутой вдове приходилось туго. Ее, опять-таки, выставляли на улицу. Правда, уже не голой, как неверную жену. Но все равно веселого в этом было мало. На улице был ведь путь один: или в нищенки, или в проститутки. Нравы тогда были жестокие, без всяких сантиментов.
Вот как выглядела столица Ассирийской империи в эпоху своего расцвета при царе Ашшурбанапале (669-627 годы до нашей эры): «У городских ворот в клетках на собачьей цепи сидели цари, плененные Ашшурбанапалом, и толкли в ступах вырытые из могил кости своих предков. Башни и стены Ниневии покрывала кожа, содранная с врагов Ашшурбанапала. На рынках ассирийских городов пленные арабы… служили разменной монетой: ими платили за кувшин вина, кирпичи и работу садовника…»
Кстати, столица Ассирийской империи — Ниневия — был первым городом в истории архитектуры с прямыми улицами. Хозяева должны были строить дома четко вдоль предписанной прямой линии. Нарушителей сажали на кол на крыше собственного дома. В итоге квартальные линии были выдержаны идеально!
В знак покорности вождь каждого побежденного народа должен был прислать в гарем Ашшурбанапала женщину — свою дочь или сестру. Древние восточные хроники пестрят такого рода сообщениями: «Для умилостивления Ашшурбанапала он прислал ему в гарем свою дочь». Или: «Покорился царь и тоже послал Ашшурбанапалу свою дочь в гарем». Но всех превзошел царь финикийского города Тира. Когда он увидел ассирийские полчища, то сразу же так испугался, что прислал Ашшурбанапалу не только свою дочь, а заодно и дочерей своих братьев.
Непокорных властителей ждала печальная участь. Им приходилось участвовать в послеобеденном отдыхе великого Ашшурбанапала — правда, только отдельными частями своего тела. Вот, например, как историки невозмутимо сообщают: «Эламский царь Теумман был разгромлен и убит. Его отрубленная голова, повешенная на дереве в дворцовом саду, услаждала взоры Ашшурбанапала и его жены Ашшур-шаррат, когда они отдыхали и пили вино в садовой беседке…»
Что еще из интересного? Так, например, в Ассирии были оригинальные казни. Как вы понимаете, казнь путем простого отрубания головы считалась легчайшей. К ней прибегали крайне редко, когда хотели оказать жертве великую милость. Обычно же в ходу были казни более изощренные. Одной из таковых называлась «корытная пытка». Вот что она из себя представляла: «Человека заковывают в два деревянных корыта так, что снаружи остается лишь голова, и ничто, из казнимого выходящее, не вытекает из корыт. А палачи кормят его медом и молоком [чтобы вызвать диарею] и лицо ему обмазывают медом. Мухи слетаются в нечистоты, откладывают яички, и в живом человеке заводятся черви, которые заползают в кишки и принимаются грызть живое тело. Жертвы вопят по две-три недели кряду, пока к ним не придет милосердная смерть…»
Смерть Сарданапала
В общем, подводя итог, можно сказать, что Ассирия действительно была империей зла. Причем без всяких кавычек. В конце концов, порабощенные народы восстали и свергли ассирийское иго. Город Ниневия — столица империи — был взят и до основания разрушен. Произошло это, как мы уже сказали, в 612 году до нашей эры. А дальше уже началось мифотворчество.
Фигура жестокого ассирийского владыки Ашшурбанапала послужила прообразом для легенды о сказочном царе Сарданапале. Легенда эта сначала появилась у древних греков. А затем она стала достоянием и средневековых европейцев.
Вот что гласила эта популярная история, передаваемая из поколение в поколение. Ассирийский царь Сарданапал погряз в роскоши, пьянстве и разврате. За развлечениями он совсем забыл о государственных делах. А потом, когда вспыхнул мятеж покоренных народов, было уже поздно что-то предпринимать. Поняв, что «его песенка спета», Сарданапал устроил прощальный пир, на котором перебил всех своих наложниц и собутыльников. Затем царь поджег дворец, и сам сгорел вместе с ним.
Уже в XIX веке на основе этого популярного сюжета французский художник Эжен Делакруа создаст свою знаменитую картину «Смерть Сарданапала» (1827). Художника тут же обвинили «в эротомании и смаковании жестокости». Но сам Делакруа писал, что образ Сарданапала — суровое предупреждение для тех, кто не стремится в своей жизни к добродетели.
Конечно же, исторический Ашшурбанапал ни на каком пиру себя вместе с гостями не сжигал. Он тихо умер за 15 лет до краха своей империи. Но это уже никого не интересовало. Легенда зажила своей жизнью — гораздо более популярной, чем реальная история этого восточного владыки…