История
Добрыня Никитич: наставник, сват и воевода
Богата земля русская героями и выдающимися полководцами. При этом наибольшую народную любовь снискала троица богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Несмотря на то что персонажи эти скорее полумифические, по данным историков, каждый из них имел в жизни реального прототипа, а Добрыня Никитич и вовсе сыграл в отечественной истории одну из центральных ролей.
Короля играет свита
Народная мудрость гласит, что в мире ни один из правителей, находящихся на троне, не имеет всей полноты власти. Прямо как в песне: «Все могут короли, но…» Как правило, за спиной правителя находятся влиятельные советники, а порой и кукловоды, которые в реальности и управляют тем или иным государством. Древняя Русь не является исключением. Современные историки, исследуя своды «Летописи временных лет» и аналогичные им литературные памятники прошлого, пришли к интересному выводу. Оказывается, за поступками и рядом судьбоносных решений князя Владимира, крестившего Русь, стоит его родной дядя Добрыня Малкович.
По большому счету, своим восхождением на киевский престол, Владимир Красное Солнышко обязан брату своей матери. Не окажись его рядом с ним, неизвестно, как могла бы сложиться судьба нашего государства. Неудивительно, что народная молва сделала воеводу Добрыню прототипом былинного Добрыни Никитича. Логичным выглядит и тот факт, что в народных преданиях Добрыня, как правило, изображается близким к князю Владимиру богатырем, осмеливающимся учить его жизни и постоянно выручающим из беды. При этом самое интересное состоит в том, что в реальной жизни все происходило аналогичным образом.
Интриги княжеского двора
Как утверждают тексты древнерусских летописей, у киевского князя Святослава было трое детей: Ярополк, Олег и Владимир. Причем если Ярополк с Олегом являлись законными наследниками киевского князя, то Владимир появился на свет от наложницы Святослава — ключницы Малуши. При этом мать Владимира пользовалась большим доверием у княгини Ольги, управлявшей Киевом, пока Святослав пропадал в бесчисленных военных походах. Учитывая свое положение при дворе, Малуша сумела путем интриг сделать своего брата Добрыню наместником Киева в Новгороде. При этом Новгородекая летопись утверждает, что жители города искренне любили своего правителя, отмечая его незаурядные воинские и дипломатические таланты, а также большую вежливость в общении с окружающими.
Тем не менее в Новгороде Добрыне показалось тесно. Честолюбивый воевода был не прочь встать во главе всей Руси, посадив на киевский престол своего племянника. Вскоре такая возможность представилась. В 970 году умерла княгиня Ольга, а ее сын, князь Святослав, решил поделить свои владения между сыновьями на случай его внезапной смерти. Киев и Новгород князь предполагал отдать Ярополку, а Древлянскую землю Олегу. Владимир же в качестве наследника не рассматривался вовсе. Вот тут-то и пригодились «дипломатические» таланты Добрыни.
Брат на брата
Популярному в народе наместнику не составило большого труда подбить новгородцев, испокон веков больше всего на свете ценящих свою свободу, на бунт. Жители города потребовали от Киева дать им собственного князя, в противном случае угрожая пригласить его со стороны. При этом данная угроза не была пустой, ведь по историческим меркам относительно недавно именно Новгород призвал на Русь варягов, предков князя Святослава.
Пойдя на поводу у бунтовщиков, Святослав предложил Ярополку либо Олегу отправиться на княжение в Новгород. Однако оба законных наследника, предпочитая мягкий киевский климат новгородским холодам, отказались. В этот момент Добрыня, как бы между делом, предложил князю направить в Новгород своего племянника, обещав по-отечески присмотреть за ним. Святослав согласился, но спустя два года погиб во время военного похода. После его смерти единое прежде государство распалось на три части.
В сложившейся неоднозначной ситуации Ярополк решил попытаться вновь объединить Русь, избавившись от обоих братьев. Первым от рук его дружины погиб Олег Святославович. Аналогичная участь ждала и Владимира, который по научению дяди не стал ждать вероломного старшего брата в Новгороде, а отправился в Скандинавию за подмогой. Набрав варяжскую дружину на деньги новгородцев, он вернулся в Новгород, выбив оттуда войска Ярополка, разумеется, при активном участии своего дяди. Однако объединенных сил новгородцев и варягов оказалось недостаточно для похода на Киев.
Тогда дальновидный Добрыня посоветовал своему племяннику жениться на Рогнеде, дочери полоцкого князя Рогволода, для объединения дружин двух княжеств. При этом сватать юную княжну поехал сам Добрыня. Увы, гордая Рогнеда ответила отказом, назвав при этом князя Владимира сыном рабыни. И это было совершенно напрасно. Унижение князя запомнил не только он сам, но и Добрыня. Злопамятный воевода не мог стерпеть оскорбления племянника.
Вернувшись в Новгород, он вместе с Владимиром и варяжской дружиной выступил войной на Полоцк. Город пал, князя и его приближенных убили, а Рогнеду силой отдали в жены князю Владимиру. В дальнейшем, реализуя план захвата Киева, Добрыня переманил на свою сторону воеводу Блуда, после чего объединенные дружины Новгорода и Полоцка подступили к Киеву. Во время осады города Блуд обманом заманил Ярополка на переговоры к Владимиру и подло убил в спину.
Щедрая расплата
После того как Владимир путем интриг, организованных его дядей, занял киевский престол, остро встал вопрос: чем расплачиваться с наемными варягами, требовавшими за свою службу золото? Решение проблемы, как всегда, предложил Добрыня. Он набрал новую дружину из славян, по своему количеству существенно превышающую число варягов. Догадливые союзники быстро поняли, что никакой оплаты за свои ратные подвиги они не получат, попросив отпустить их в Византию. Владимир согласился. Однако хитроумный Добрыня в обход дружины варягов направил письмо императору Византии, попросив, чтобы тот либо принял варягов в свои земли, либо убил их. Решив данную проблему, Добрыня вновь уехал посадником в любимый им Новгород.
Впоследствии во время знаменитых религиозных реформ князя Владимира, которые, по мнению ряда историков, также проводились по совету Добрыни, воевода сначала насаждал культ Перуна в Новгороде, а затем с тем же энтузиазмом крестил новгородцев в Волхове. В городе даже сложилась поговорка: «Путята крестил Новгород мечом, а Добрыня огнем». Одним из последних ратных подвигов Добрыни стал поход за данью в Булгарию, как всегда успешный.
Даже удивительно, как человек с такой биографией смог стать прототипом одного из самых известных былинных героев Древней Руси. Впрочем, время на дворе было такое. Шло становление единого русского государства. При этом с исторической точки зрения роль воеводы Добрыни, фактически управлявшего князем Владимиром во время объединения славянских земель и введения православия, недооценить сложно…