Connect with us

История

Даремский собор. Зачем Вильгельм Завоеватель англосаксам нужные ценности

Кафедральный собор Христа, Пресвятой Девы Марии и Святого Кутберта в маленьком городке Дарем недаром внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Это не только один из древнейших памятников английской церковной архитектуры, но и сокровищница, в которой хранятся чтимые христианами святые реликвии – голова святого Освальда, мощи святого Кутберта и Беды Достопочтенного.

Можно сказать, ради сохранности этих реликвий и был выстроен сам Даремский собор. На его сооружение ушло не одно столетие, много времени пришлось потратить и на реставрацию после неосторожных решений Оливера Кромвеля. А еще это невероятно красивый и необычный собор, сочетающий в себе романский и готический стили.

Павший в бою

Святой Кутберт, или Кутберт Линдисфарнский, был одним из миссионеров, крестивших жителей Нортумбрии. Слово Божье английским язычникам они несли из святой обители на острове Линдисфарн у берегов Нортумбрии, которую основал еще в 636 году ирландский епископ Айдан. Сделал это он по просьбе короля Нортумбрии Освальда, христианина.

Миссионерская деятельность велась успешно, но вот пославшему его королю повезло не так. Буквально через шесть лет он пал в битве С язычниками-мерсийцами при Майс-Когви. Его тело, обнаруженное королем врагов Пендой, было расчленено и насажено на копья. Только после слезной мольбы жены Пенды, которая приходилась сестрой Освальду, его кости позднее были собраны и захоронены в монастыре Барденей в Линкольншире. Но уничтожить островную обитель Линдисфарн Пенда не смог – она была отделена от берега водами моря.

Кутберт был по происхождению англосаксом и до получения кафедры на Линдисфарне уже был избран епископом Хексема, а до этого он прославился как странствующий проповедник, который неутомимо нес свет веры в самые отдаленные деревни Шотландии. Епископом Линдисфарна он был недолго, всего несколько лет, но успел сделать очень много – основал несколько молелен в Нортумбрии, даже заложил церковь в Эдинбурге.

В 687 году Кутберт умер на острове от тяжелой болезни и там же был и погребен. Кости его пролежали в дубовом гробу вплоть до 875 года, когда начались систематические набеги викингов и монахи стали бояться за потерю своих святынь. Тогда-то они и решили найти новое пристанище. Переходя с места на место, добрались они до городка Честера, точнее Честерле-Стрита, но через столетие викинги согнали их и оттуда. Пришлось искать новый дом. Монахи погрузили пожитки на повозки и отправились в путь. А в качестве компаса решили они использовать гроб с телом святого Кутберта, который должен был указать спокойное место для обители.

По легенде об основании Даремского монастыря, монахи пошли следом за женщинами, искавшими свою пегую корову, и в излучине реки Уир гроб Кутберта вдруг точно прирос к земле. Монахи сразу поняли, что это хороший знак. Здесь они и основали свой монастырь.

Обитель праведников

Но церковь, возведенная монахами, простояла недолго. В 1066 году произошла трагическая для англов и саксов битва при Гастингсе, и власть в Великобритании перешла к выходцам с континента – нормандцам. Незадолго до смерти Вильгельм Завоеватель обратил внимание на огромную популярность Даремского монастыря. Он обладал чудотворными реликвиями – головой короля Освальда, мощами святого Кутберта и хрониста VIII века Беды Достопочтенного, написавшего «Церковную историю народа англов». Вильгельм, строивший новое государство, считал, что для полного успеха ему необходимо дать покоренному народу правильные ориентиры – святого короля, боровшегося с язычеством, святого отца, несшего слово Божье, и святого историка, запечатлевшего события прошлого. На месте простой каменной церкви должен был встать каменный собор невиданной мощи и красоты. Епископом эпохального сооружения он назначил Вильгельма де Сен-Кале. Именно этот человек, епископ Даремский, и занимался всеми строительными работами.

Первое, что он сделал – разогнал светских каноников, основал бенедиктинское аббатство Святого Кутберта, снес до основания построенную в 1018 году церковь и начал возведение огромного собора. Все остальные постройки за свой счет возводили монахи. Правда, увидеть результат своих трудов Вильгельм де Сен-Кале не успел. Он умер в 1096 году, в самый разгар строительства восточной части здания. Но ему повезло быть упокоенным внутри будущего собора, в зале капитула. Преемники Вильгельма продолжили его дело. Они завершили строительство нефа, галерей, церковного свода с выступающими ребрами жесткости, но строительные работы продолжались и в XIII, и в XIV, и в XV веке, вплоть до английской Реформации при Генрихе VIII.

Даремский собор не самый крупный в Великобритании. Его длина с запада на восток 125 метров, длина нефа – 73 метра, высота башен колеблется от 44 до 66 метров, толщина стен – чуть больше двух метров. Но размеры ведь не самое важное.

Республиканский беспредел

Считается, что Даремский собор стоит особняком среди современных ему построек в Великобритании. Нервюрные своды, действительно, появились на английской земле впервые именно здесь. До этого с ними экспериментировали только архитекторы северо-западной Франции. Такие своды не характерны для романской архитектуры, это веяние нового стиля – готики. Правда, в первозданном виде своды собора до нас не дошли.

Другим интересным новшеством, примененным строителями, были стрельчатые арки и контрфорсы, что позволило сделать собор выше, а окна больше. Высота центрального нефа достигает 22 метров. Шестиметровые опорные столбы чередуются с круглыми колоннами, поддерживая свод. Дуги, ребра, поверхность колонн покрыты каменной резьбой.

Собор с монастырем представляли единое целое, они не просто примыкали друг к другу, а переходили друг в друга, включая хозяйственные помещения, хоры для ночных богослужений, галереи, кельи, трапезную и тому подобное. Зал капитула представлял собой стандартное для бенедиктинских монастырей помещение размером 24 на 11 метров с апсидой на востоке и пятью большими окнами. В XIII веке была достроена часовня Девяти алтарей с окном-розой и 107 алебастровыми позолоченными и раскрашенными скульптурами, возведены три большие башни и восемь поменьше. Они выполнены в готическом стиле, имеют восьмиугольную форму и высокие шпили. Главная башня над трансептом была самой крупной, ее венчала остроконечная крыша (не сохранилась).

Гробница святого Кутберта размещалась в восточной части здания, где прежде находилась первая церковь и реликварий с мощами святого. Вместе с Кутбертом были также погребены в шкатулке Даремское Евангелие, наперсный крест, епитрахиль, переносной алтарь, гребень из слоновой кости. Поначалу святой делил гробницу с Бедой Достопочтенным, мощи которого перенесли из монастыря в Джарроу в 1020 году, и головой Освальда, перенесенной из Глостера. В 1370 году Беда удостоился персональной гробницы в небольшой Галилейской часовне с четырьмя рядами стрельчатых арок.

Но в 1538 году спокойной жизни великолепного собора и его мертвым обитателям пришел конец. Король Генрих VIII упразднил монастыри. Святого Кутберта вытащили из гробницы и перезахоронили под простой каменной плитой. Вытряхнули из могил и Беду с головой Освальда. Кости хрониста удалось отыскать только в 1831 году, их положили в новую гробницу. Получила упокоение и королевская голова.

Но, пожалуй, самые черные дни настали для Дарема не при венценосном многоженце. В 1650 году Оливер Кромвель, разбивший шотландцев в битве при Данбаре, решил использовать бывший монастырь в качестве лагеря для военнопленных. Ему удалось загнать на относительно небольшую территорию несколько тысяч человек. Пленникам не оставили ни еды, ни воды. Но хуже всего был холод. Дров им, разумеется, тоже не выделили, и пришлось солдатам греться тем, что было под рукой – то есть ломать все, что сделано из дерева. В чудовищных условиях выжить удалось только трети пленников, причем участь выживших оказалась не лучше мертвых – их продали в рабство американским колонистам.

После этой эпопеи собор представлял собой жалкое зрелище. Возрождать его стали только в XVIII веке, но действовали так непродуманно, что едва не лишили мир настоящей архитектурной жемчужины. Но собору повезло. Во второй половине XIX века началась научная реставрация – были восстановлены зал капитула и витражи, возведена мраморная алтарная преграда, установлены статуи епископов. Появились и нововведения вроде органа и линии меридиана на стене и полу северного клуатра.

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2024 "Мир знаний"