Человечество
Целовальник: профессия трансформер
Знаете ли вы, кто такой целовальник? В XV веке он был грозной фигурой. Вплоть до начала XIX века целовальники в России отвечали за сбор податей, выполнение судебных решений, а также осуществляли строгий полицейский надзор на вверенных им участках. Приступая к исполнению обязанностей, они давали клятву служить верно и честно. В подтверждение своих слов целовали крест. Отсюда и возник термин «целовальник».
Честность и смелость
Целовальники впервые упоминаются в судебном уставе (или Судебнике-), датируемом 1497 годом. Сведения о них можно найти и в новгородских грамотах Василия III. В одной из них (от 1508 года) целовальникам предписывалось участвовать в судебных процессах и совмещать функции судебных заседателей, присяжных и судебных приставов, ответственных за точное исполнение выносимых решений и приговоров. Также они следили, чтобы суд был объективным и справедливым.
Должность целовальника изначально была выборной, а потому уважаемой и почетной. На нее избирались люди с безупречной репутацией, честные, справедливые и ответственные. С годами эта профессия трансформировалась, менялись ее смысл и внутреннее содержание. В наши дни продолжателями дела целовальников можно по праву назвать судебных приставов, коллекторов, полицейских, таможенников, а также представителей контролирующих финансовых органов.
В XVI веке целовальники стали исполнять еще одну важную государственную функцию: они помогали старостам ловить разного рода злостных и опасных преступников: грабителей, насильников, убийц. И не только ловили, но по приговору суда и казнили.
Такая работа считалась очень опасной, требовала смелости, силы, ловкости, смекалки, настойчивости, самоотверженности и ответственности. Иногда целовальники месяцами шли по следу вооруженного преступника и преследовали его до тех пор, пока он не оказывался у них в руках. При задержании они особо не церемонились с душегубами и имели полное право применять имевшееся у них оружие. За свою работу целовальники получали неплохое по тем временам денежное содержание. Населению предписывалось оказывать служивым людям всякое содействие и помощь.
Полномочия целовальников подтверждались специальной грамотой. При этом целовальники никому не подчинялись, чувствовали себя вольными бойцами и несли ответственность только перед теми мирянами, которые их выбирали.
Налоги и подати
Как правило, пойманных целовальниками злостных нарушителей закона царские судьи не щадили и приговаривали к долголетней сибирской каторге или смертной казни. От слова губить и возник термин «губной целовальник». К губам понятие никакого отношения не имело.
Еще одна версия возникновения термина -губной целовальник- базируется на том, что до определенного времени слово «губа» означало название самой мелкой единицы государственного управления. Это позже возникли термины уезд, а еще позже – район.
Губой управлял губной староста. Дела вел губной дьяк. А выборные губные целовальники занимались полицейской работой.
В середине XVII века функции целовальников существенно трансформировались. Им был присвоен статус государственных чиновников, которые отвечали за справедливый сбор налогов, податей и недоимок. Как служивые люди, они подчинялись земским начальникам и несли строгую ответственность за качество своей работы. Власти требовали от целовальников, чтобы суммы сборов налогов, таможенных пошлин и недоимок в каждый последующий период были, по крайней мере не меньше, чем предыдущие. Поэтому им приходилось основательно попотеть, чтобы держать показатели на высоком уровне. Долги и недоимки они выбивали угрозами сурового наказания. В отдельных случаях применяли физическую силу, так что неплательщики налогов боялись целовальников, как стихийного бедствия. Обычно визит служивого к недоимщику не предвещал ничего хорошего.
В конце XVII века дурной славой пользовался целовальник с характерной фамилией Зубодеров. Огромный свирепый мужик с пудовыми кулаками наводил ужас на должников, которые всячески стремились избежать встречи с ним.
Кнуты и батоги
Стараться на своей работе целовальникам приходилось и за совесть, и за страх. Дело в том, что нерадивого служивого, который допустил снижение сбора налогов, ждал суровый «правеж», а именно: на целовальника возлагалась сумма недоимки, как его личный долг. Так что он сам должен был вернуть недостающие деньги. Причем любым способом.
Если же целовальник проявлял непослушание и не вкладывал причитающиеся деньги в казну, его подвергали физическим наказаниям: били кнутами, плетьми или батогами.
Если же и такая мера не приносила результатов, бедолагу-целовальника отдавали в подчинение какому-нибудь богатому купцу. Провинившийся трудился до тех пор, пока не отрабатывал свой долг.
Вполне естественно, что в те суровые времена профессия целовальника не пользовалась большой популярностью. Кому же хотелось быть битым и подвергаемым всеобщей хуле?
Но был в этой должности и сильный притягательный момент: настырный и хваткий чиновник мог существенно нажиться, собирая налогов и податей больше, чем требуется. Законная требуемая часть поступала в доход государству, остальное сборщик совершенно официально забирал себе и мог жить вполне безбедно.
Вступавший в должность целовальник сильно рисковал. Конечно, он имел шанс существенно разбогатеть, но при плохом раскладе оказывался в числе безропотных подневольных рабов, которые трудились изо всех сил. чтобы погасить свой долг перед государством.
К началу XIX века в России сформировались профессиональные властные органы по сбору налогов, таможенному сбору и исполнению судебных решений. Все эти функции отошли соответствующим департаментам. Однако слово «целовальник» не отмерло, а продолжало жить в русском языке, наполненное совсем другим содержанием.
Водка и женщины
В XIX веке целовальниками стали называть владельцев кабаков и трактиров. В России XIX века существовала и жестко контролировалась государственная монополия на производство и торговлю спиртным. Производить водку частным образом запрещал закон.
Предприниматель, решивший открыть трактир, должен был получить у государства специальное разрешение. При этом он приносил клятву не разбавлять водку в своем заведении и в подтверждение слов тоже целовал крест.
Такой порядок установил царь Михаил Романов, который повелел своим указом: «Корчмы вынимати у всяких людей и чтоб, опричь государевых кабаков, никто питье на продажу не держал».
Кабак стал популярным и шумным местом на Руси. Желающие приобщиться к Бахусу спешили в ближайшее питейное заведение, где могли выпить, плотно закусить, пообщаться с друзьями и, возможно, завести новых.
Поначалу кабаки открывались только в больших городах, но к середине XVII века распространились по всей России. Случалось, что законопослушные любители пития в каком-нибудь городке сбрасывались и сами возводили питейное заведение. Они же выбирали из своих рядов целовальника, присягавшего не утаивать доходов, регулярно платить налоги, поддерживать порядок и привлекать «питухов». «Питухами» в ту пору называли пьяниц.
Владельцы прилагали массу усилий, чтобы поддержать высокий уровень продажи спиртного и привлечь клиентуру. Поэтому там появились музыканты, которые по заявкам посетителей исполняли популярные песенки. Целовальники стремились разнообразить «культурную программу» и приглашали скоморохов, фокусников, эквилибристов и даже дрессировщиков медведей и обезьян.
При заведении находились и «кабинеты», где сластолюбцы могли пообщаться с представительницами древнейшей профессии.
В культурную программу вписывалось и разрешение для гостей «раскинуть картишки». Веселые компании ожесточенно резались в популярные тогда «табельку» или «сибирку».
Жалобы и доходы
Приличные граждане не посещали питейные заведения. Они считали зазорным находиться среди пьяниц, проституток, бандитов и прочих малоприятных личностей. А вот простой люд кабаки уважал…
Целовальники имели обыкновение наливать водку под заклад, а то и просто в долг. Чтобы продолжить пир. наиболее рьяные посетители закладывали одежду, часы, драгоценности, оружие, даже нательные кресты и выходили из кабака в прямом смысле голыми.
Зачастую целовальник выполнял обязанности вышибалы и без церемоний выдворял скандального гостя за порог. Женатые питухи чувствовали себя в кабаке защищенными от своих «половин». Супруга не имела права насильно увести из кабака загулявшего мужа, ведь человек у кабацкой стойки находился при исполнении государственных обязанностей (а именно – способствовал наполнению государевой казны), а потому никто не смел ему мешать.
Жившие рядом с питейными заведениями благопристойные трезвенники регулярно жаловались властям на постоянный шум. драки и разборки между подвыпившими гостями. Наиболее активные в своих жалобах доходили до самого императора, но у того был свой интерес в процветании кабацкого дела – водочные доходы составляли существенную статью бюджета.
Против кабацкого беспредела и повального спаивания народа возвышали свой голос прогрессивные общественные деятели, журналисты и писатели, но данный промысел (как и ушлые целовальники) продолжал процветать вплоть до прихода к власти большевиков в октябре 1917 года.
Последнее упоминание о целовальниках встречается в «Перечне профессиональных болезней», утвержденном ВЦСПС в 1924 году.