История
Царство пресвитера Иоанна. Загадочный покровитель христиан, которого никогда не было
Люди охотно верят в чудеса, а если они сулят большие победы, то вера только крепнет. Европейцы в Средневековье остро нуждались в надежном союзнике, который мог бы помочь крестоносцам на Востоке. Неожиданно такой герой появился. Это был пресвитер Иоанн. Правда, на самом деле его никогда не существовало…
В средневековой Европе наряду с реальными людьми существовали исторические фигуры, которых никогда не было. Среди них – борец с несправедливостью Робин Гуд, легендарный король Артур, единственная дама на Святом престоле – распутная папесса Иоанна и, конечно же, монарх и пресвитер Иоанн, который якобы правил богатейшей христианской империей где-то на Востоке. В России про него тоже слышали, называя «царь-поп Иван». В существование этого пресвитера верили в XII столетии абсолютно все. Короли и папы даже пытались наладить с ним деловые переговоры…
Надежда с Востока
XII век оказался для европейских рыцарей не слишком удачным. Святая земля, куда они отправились отвоевывать Гроб Господень, никак не желала превращаться в сильное христианское королевство. Сарацины, с которыми сражались на Ближнем Востоке рыцари, оказались не дикими ордами, а отлично организованным и сплоченным войском. Оно ничуть не уступало европейскому, даже во многом его превосходило.
Первые успехи сменились чередой поражений. Иерусалим, отвоеванный ценой огромных потерь, мог в любой момент снова стать исламским городом. С запада крестоносцам грозили египетские мамлюки, с востока – турки-сельджуки. И даже местное христианское население не слишком приветствовало латинских рыцарей, поскольку было православным. Крестоносцы безуспешно искали себе союзников, но их все не было.
В ноябре 1145 года немецкий историк королевских кровей епископ Оттон Фрейзингский записал в своей всемирной хронике «История двух королевств», что папу Евгения III посетил епископ Гуго из города Джабла, которого послал за помощью в Рим Раймунд де Пуатье, правитель Антиохии. Епископ привез печальное известие, что Эдесса завоевана мусульманами, и просил организовать новый крестовый поход. Попутно епископ обмолвился, что у крестоносных рыцарей появился могущественный союзник, о котором прежде ничего не было известно. Держава его располагается к востоку от границ Персии и Армении, она очень богата и обширна. И, что особенно важно, это христианский правитель, и имя ему пресвитер Иоанн. Если папа воспользуется моментом, этот монарх может выделить для войны с неверными большое войско. Далее епископ добавил, что, по слухам, пресвитер Иоанн – прямой потомок одного из трех волхвов!
Папа немедленно отправил буллу королю Франции и призвал того ко Второму крестовому походу. Людовика VII удалось уговорить, и в 1147 году собралось большое войско, которое двинулось выручать Эдессу. Однако за три года военных действий вместо побед крестоносцы получали поражение за поражением, немцы рассорились с французами, палестинские христиане – с рыцарями, папа – с Бернардом Клервоским, а мусульмане захватили восточные земли Антиохийского княжества. Чудо, что Иерусалим еще остался в руках у христиан! Надеяться оставалось разве что на пресвитера Иоанна…
Письмо императору
Дела у крестоносцев в Иерусалимском королевстве шли плохо. Но не лучше все было у ставшего их недругом императора Византии. Так что неудивительно, что о пресвитере Иоанне снова заговорили и восточные, и западные христиане в 1165 году. Якобы император Византии Михаил Комнин получил от этого правителя весьма любопытное письмецо. Написано оно было на арабском языке, но тут же было переведено на латынь.
Первоначального текста, увы, не сохранилось. А за последующие века письмо копировалось столько раз, что обросло многочисленными добавками – как в латинском, так и в православном вариантах. Кто и для чего придумал его – неизвестно, но в него поверили. Еще бы! В нем говорилось от лица могущественнейшего христианского государя о чудесах далекой неизвестной европейцам страны.
К спесивому византийцу пресвитер обращался с грубой фамильярностью: «Ежели ты желаешь услышать, как велико могущество наше и до каких пределов простирается наша власть, то знай: я, пресвитер Иоанн, господин господствующих, и никто из царствующих на этой земле не сравнится со мной богатством, доблестью и силой». Далее Иоанн сообщал, что под его властью находятся 72 царя, что он защищает неимущих и больше всего желает своими глазами увидеть Гроб Господень и защитить его от посягательств недругов Христа.
О своем государстве пресвитер говорил, что властвует он в трех Индиях, где обитают «слоны, верблюды двугорбые и одногорбые, гиппопотамы, крокодилы, жирафы, пантеры, дикие ослы, львы белые и червонные, белые медведи, белые дрозды, немые цикады, грифоны, тигры, гиены, дикие быки, дикие люди, рогатые люди, сатиры и почти все виды животных, какие только существуют на свете». Кроме христиан в этих землях живут и другие народы, даже такие, что пожирают человеческое мясо и не боятся смерти, почему оказываются отличными воинами. А там, где течет Инд, находят драгоценные камни – «изумруды, сапфиры, карбункулы, топазы, хризолиты, ониксы, бериллы, аметисты, сардониксы и множество самоцветов».
Дворец самого пресвитера обставлен с восточной роскошью, за трапезой в нем сидят 30 тысяч человек, и все они получают жалованье из казны. А перед воротами дворца расположено на верху лестницы зеркало, которое показывает, что происходит в других странах. Оберегает покой государства сильное войско, которое идет на войну с 13 высокими серебряными крестами, украшенными драгоценными каменьями и водруженными на колесницы, и за каждой следуют 10 тысяч всадников и 100 тысяч пеших воинов. Использовать такого союзника хотелось всем!
В поисках чуда
Михаил Комнин на письмо не отреагировал. Зато папа Александр III отправил к пресвитеру в 1177 году своего личного врача Филиппа с ответным письмом, в котором просил содействия с проведением нового крестового похода. Адреса у Филиппа не было, ему было велено идти на Восток, пока не дойдет до государства Иоанна. Разумеется, бедняга сгинул где-то в пути…
Последующие папы об этом эпизоде старались не вспоминать, но в 1221 году до Европы дошла весть о небывалых победах потомка пресвитера Иоанна, короля Индии Давида, который успешно громил мусульман. Якобы этот христианский государь уже идет на Багдад и скоро окажется у ворот Иерусалима. Слухи были отчасти верны: на Багдад шло непобедимое войско, только не короля Давида, а Чингисхана. Папы так надеялись заключить с ним союз против мусульман, что посылали в Каракорум посольство за посольством. В 1245 году к хану отправился Плано Карпини, в 1253 году – Гильом де Рубрук. Им, в отличие от доктора Филиппа, удалось вернуться и даже написать книги о путешествиях. Тут-то и выяснилось, что Великий хан не был христианином, хотя его приемный отец Тогрул исповедовал несторианство, как и некоторые из народов южной Сибири, куда оно попало еще в начале нашей эры из Индии.
Но поиски царства пресвитера Иоанна не завершились. Они велись и церковью, и европейскими монархами вплоть до XVII века. Одно время считалось, что государство Иоанна следует искать в Индии. И тому давалось обоснование: именно туда отправился проповедовать апостол Фома, там находится его могила, а индийский крест святого Фомы с расположенными по его сторонам свитками очень похож на герб пресвитера Иоанна, как его изображали в Средние века, только повернутый на 90 градусов.
С начала XIV века государство пресвитера стали искать в Африке, точнее – в Эфиопии, где действительно существовала древняя христианская церковь. В 1487 году на поиски африканского государства Иоанна отправил экспедицию португальский монарх Жуан II. Экспедиция добралась до двора негуса Эскендера, но выбраться из Эфиопии не смогла. Негус, конечно, не был потомком пресвитера Иоанна, хотя португальцы упорно пытались так его называть. И называли вплоть до XVII века, когда немецкий ученый Хиоб Лудольф наконец-то доказал, что эфиопские правители не имеют никакого отношения ни к пресвитеру Иоанну, ни к его вымышленному государству.
Но легенда о пресвитере умирать никак не желала. И вплоть до XX века несуществующее царство упорно искали разного рода авантюристы. Правда, интересовал их не пресвитер Иоанн, а его богатое царство. Знаменитое письмо было признано подделкой. Автора подделки выявить так и не удалось.