Connect with us

Города и страны

Часовня Сент-Шапель была хранилищем святынь и зерна

В Средние века каждый уважающий себя феодал стремился обзавестись святыми христианскими реликвиями. Размещали их, как правило, в красиво оформленных ларцах, которые именовались реликвариями. А самый богобоязненный король Франции построил для своих сокровищ надежный каменный ларец – часовню Сент-Шапель в центре Парижа.

Благодаря усидчивости набожного Людовика французам удалось собрать много христианских святынь. Король решил построить для них отдельную часовню. Так появилась великолепная Сент-Шапель.

Во славу веры

Людовика IX недаром называли Святым. На троне он пребывал 34 года – с 1226 года, когда ему было всего 12, по 1270 год, когда ему исполнилось 56 лет. За это время он смягчил суровое законодательство, покровительствовал на-христианскую почву – по его приказу были разысканы и переписаны почти все известные труды отцов церкви. Людовик был действительно очень благочестивым и набожным человеком. Неудивительно, что, обзаведясь святыми реликвиями Страстей Христовых, он вознамерился создать для них прекрасный каменный ларец – королевскую часовню Сент-Шапель.

Личная часовня короля

Реликвии, на которые не мог надышаться Людовик, были добыты во время захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году. Одно время они принадлежали Балдуину II, императору новообразованной Латинской Константинопольской империи, однако Балдуин так поиздержался, что вынужден был заложить Терновый венец венецианскому купцу Никколо Квирино.

Предусмотрительный Людовик погасил долг Балдуина и выкупил сокровище за 135 тысяч ливров. Так он стал счастливым обладателем Тернового венца, который со всеми предосторожностями был доставлен в Венсен и выставлен для всеобщего обозрения на городской площади, а оттуда сам Людовик, его брат, прелаты, священники, монахи и рыцари несли реликвию до самого Парижа босиком.

18 августа 1239 года святой груз прибыл в место назначения – в часовню Николая Чудотворца в королевском дворце на острове Сите. В 1241 году король приобрел большую часть Животворящего Креста, Камень Гроба Господня, Святую кровь, а в 1242 году – наконечник Священного копья и Святую губку. Такого количества реликвий Страстей Христовых не было в те времена ни при каком другом королевском дворе. Так что Людовик распорядился возвести для их хранения новую часовню.

Людовик вовсе не собирался открывать к своим сокровищам всеобщий доступ или делать «каменный ларец» местом народного паломничества. Реликвии принадлежали королю и предназначались только для него и его семьи.

Попасть в новую часовню можно было только из самого дворца Сите. И охранялись они очень хорошо: весь нижний этаж часовни был предназначен для стражников, слуг и солдат и позже служил приходской церковью для всех обитателей дворца. Но сами священные предметы находились на втором этаже сооружения. Попасть туда можно было по галерее, которая соединяла часовню и королевские апартаменты дворца.

Людовик не любил шума и суеты, в часовне он часами предавался молитвам, стоя на коленях. Когда точно началось строительство часовни, неизвестно; очевидно, в промежутке между 1241 и 1244 годами, но в 1248 году она была торжественно освящена папским легатом. Возведена она была в кратчайшие сроки. Новая часовня называлась просто Сент-Шапель дю Пале, то есть «Дворцовая святая часовня».

Из камня и стекла

Сент-Шапель чуть ли не самая красивая и эффектная готическая часовня в мире. Во всяком случае, равных ей в средневековом мире попросту не было. Она поражала воображение хотя бы тем, что казалась совершенно воздушной, бесплотной, из-за огромного числа витражей, занимающих большую часть ее стен. Сине-бело-алые витражи наполняли ее радужными красками, и даже в пасмурную погоду внутри было светло и фантастически красиво – как внутри расписной бонбоньерки. Вместо тяжелых массивных стен с крохотными окнами строители использовали множество тонких арочных колонн, между которыми шли свинцовые обрамления цветных стекол, а арочные потолки были усыпаны звездами – как на настоящем небе. Проектировал часовню самый известный тогда французский архитектор Пьер из Монтрейля, который взял за образец считавшуюся эталоном для подобных сооружений часовню дворца Сен-Жермен.

Живший спустя столетие парижский богослов так живописал прелести часовни Сент-Шапель: «Превосходный колорит картин, драгоценная позолота образов, невероятная красочность прозрачных окон, расположенных со всех сторон, тончайшей работы покровы, сохраняемые с дивным достоинством мощи, украшенные снаружи множеством ослепительных драгоценных камней, придают этому дому молитвы такую невероятную красоту, что, поднимаясь снизу, начинаешь верить, что неожиданно был перенесен на небо и попал в лучшую залу Рая».

Часовня была построена в стиле французской «лучистой» готики – вытянутая ввысь, с контрфорсами и башенками со шпилями, крокетными фронтонами и ажурными витражными окнами во всю высоту здания, стрельчатыми арками, балюстрадой по нижнему краю крыши, скульптурами и росписями стен. Нижняя часть часовни разительно отличалась от верхней: ажурное сооружение, построенное почти без применения камня – только витражные окна и стекло, – стояло на прочном и тяжелом основании высотой всего 6,6 метра. 15 огромных витражных окон располагались в нефе и апсиде и были изготовлены тремя разными мастерскими – большую часть из них выполнили мастера, использующие упрощенные формы лиц и одеяний, окна Царей, Иезекиля и Даниила выполнены со сложными драпировками и вытянутыми угловатыми фигурами, а окна Иова, Эсфири и Юдифь напоминали рисунки в иллюминированных рукописях. Витражи в этой конструкции занимали 670 квадратных метров плюс огромное окно-розетка на западном фасаде со сценами из Апокалипсиса было установлено уже в XV веке.

Довольно массивные колонны были замаскированы и превращены в группы из семи тонких. Опорные функции исполняли также внешние металлические дуги и обручи, а также железные решетки окон. По бокам от центрального входа были расположены технические лестницы – узкие и винтовые. Король их не использовал, они предназначались для обслуги.

За восемь веков существования часовня претерпела, разумеется, некоторые изменения. Первоначально реликвии Людовика хранились в металлическом футляре, расположенном над алтарем. В конце 60-х годов XIII века футляр поместили на специальном подиуме в апсиду.

В 1306 году к реликвиям добавился череп самого Людовика – тот был признан церковью святым. В XV веке, когда часовня несколько обветшала, был заменен шпиль и появилось окно-розетка. Тогда же была пристроена монументальная лестница на второй этаж из южного двора, которую пришлось снести после пожара.

Позже к часовне с севера было пристроено двухэтажное здание Сокровищницы Шартра. В XIX веке его снесли и построили Дворец правосудия. Часовню мучили не только пожары, но и наводнения. Но наибольший ущерб часовне нанесли события Великой революции. Тогда были сбиты королевские гербы, снесен шпиль, изуродованы витражи, а часовня стала зерновым складом. Священные реликвии, разумеется, революционеры выкинули вон. Часть из них попала в Нотр-Дам, а некоторые были просто переплавлены.

После революции в часов – не хранился архив Дворца правосудия, нижний ряд витражных стекол заменили простыми, без рисунка. И только в 1840 году часовне стали возвращать изначальный вид. Реставрация по средневековым рисункам продолжалась почти 30 лет. К началу XX столетия часовня имела уже вполне средневековый вид.

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2024 "Мир знаний"