Connect with us

Оккультизм и Религия

Божий труд. Повседневная жизнь православного монастыря

В середине XVIII века в России существовало 953 монастыря, в 1914 году на территориях Российской империи, по официальным данным, насчитывалось 1025 православных монастырей. После революции их число резко сократилось, а к 1991 году в СССР осталось всего 1б монастырей. Но затем все изменилось.

Кто же и почему стремится укрыться за монастырскими стенами? В современном мире с православием дела обстоят вовсе не так блистательно, как отчитываются церковные власти. В монастырь идут в основном не по зову сердца и не из желания посвятить свою жизнь Богу, а от причин гораздо более прозаических, хотя и печальных – таковыми могут стать проблемы с поиском работы, утрата родных, невозможность найти свое место в жизни.

Жизнь вне мира

Большая часть этих послушников приходит в монастыри вместо того, чтобы регулярно посещать психотерапевта. Монахи старой закалки о новом пополнении монастырей отзываются совсем нелицеприятно. Но из человеколюбия сразу не отказывают никому, дают время осмотреться и одуматься. Ведь прежде, чем стать монахом или монахиней, послушник живет в монастыре, соблюдает монастырскую дисциплину, исполняет все распоряжения, какими бы неприятными или нелепыми они не казались, то есть привыкает жить в монашеском коллективе без всего, что так ценилось в миру – денег, красивой одежды, любимых книжек и фильмов.

Современные православные монастыри, конечно, отличаются от древних по комфортности проживания, в них есть водопровод, свет, газ, но принципы общежития все те же, выработанные веками. И распорядок монашеского дня тоже не изменился. Подъем в половине шестого утра, затем утренняя молитва, или, как называют ее в православии, монашеское правило, с семи пятнадцати до половины девятого – литургия, в девять завтрак, с десяти до полудня – обязательный труд, для послушников – куда их определят, причем назначения каждый день меняются и желания послушников никто не спрашивает, в полдень – обед и после него снова работы по хозяйству, вплоть до ужина, который в большей части монастырей совершают в четыре часа дня. С пяти до восьми часов вечера – еще одно богослужение, трехчасовое. С восьми до одиннадцати вечера условно свободное время, когда можно немного отдохнуть, подумать о смысле жизни или почитать церковную литературу, поскольку ничего другого читать не полагается. Вы желаете поговорить с родными? Беседовать с родными можно только с благословения игумена или игуменьи. Со стационарного телефона. И не по полчаса, а по несколько минут. И не в одиночестве, а, как правило, под присмотром. В одиннадцать часов вечера и монахи, и послушники расходятся по кельям. На сон им остается ровно шесть с половиной часов. И так изо дня в день. Без выходных.

Ничего лишнего

Первые монастыри были сообществами жаждущих жить простой и суровой жизнью. Главным обетом, который давали монахи, был обет бедности. Они без всякого принуждения, по доброй воле, отказывались от всего, что считали излишествами, – изысканных блюд, богатой одежды и личных вещей. Спали они в общих помещениях с жесткими постелями, ели нередко по несколько человек из одной миски, одежду занашивали до дыр, которые аккуратно штопали, а мылись очень неохотно и нечасто. Все свое время они проводили в размышлениях о вечном и молитвах. Первые монахи, которые появились на Руси в X веке, переняв византийский опыт, придерживались точно таких же правил. Кельи у них были общими, для трех-пяти человек, и выглядели обычно как рубленые скиты. Отдельные кельи на Руси – это уже нововведение XVI века, когда стали строить монастыри с закутками для каждого монаха. Кельи делались небольшими, чтобы там можно было поместить разве что спальное место, лавку да иконы в восточном углу.

Все имущество в монастырях всегда считалось общим, так что келья давалась монаху со всем надлежащим инвентарем – рукомойником, кувшином для воды и лоханью. Ни посуды, ни стола у них не было. Как и собственных продуктов питания. Исключение составляли только книги. Сегодня одни монастыри позволяют своим обитателям принимать душ ежедневно, а в других существует один банный день в неделю. И зависит это не от строгости устава, а от воззрений монастырского начальства. Среди них есть приверженцы древних традиций, которые, как Антоний Великий, относят душ и баню к излишествам.

С одеждой у монахов, как и в старые добрые времена, все просто – ряса, а у женщин еще и черный платок на голову. Трудники, разумеется, ходят в «гражданском».

Трудницы – обязательно в длинной юбке и платке, и даже в жару руки выше локтя и грудь до ключиц должны быть закрыты.

Все по уставу

Монашеский коллектив собирается вместе в двух местах – в церкви во время молебнов и в трапезной. Едят они за общим столом и все одни и те же блюда. Завтрак обычно состоит из каш, хлеба и чая, обед – из супа, второго блюда, чая или компота. В пост исключается мясо и рыба, масло и яйца, а в строгий пост даже молоко, сметана и творог. Зато каши сдабриваются большим количеством сахара, а овощи готовят всеми возможными способами. Поскольку постов в православии много, то добрую половину года монахи вынуждены оставаться вегетарианцами. Еду из трапезной выносить нельзя, как нельзя поесть в одиночестве в собственной келье. Это разрешается только больным. В трапезной не только едят, там собираются обсудить важные монастырские дела, слушают рассказы возвратившихся из паломничества в другие монастыри, дискутируют по животрепещущим церковным вопросам. Там же принимают гостей, посетивших обитель.

Кроме богослужений львиную долю времени монахов и послушников отнимают работы по хозяйству. В некоторых монастырях это может быть очень большое хозяйство со своими огородами, парниками, фермами, садами, мастерскими, пекарнями, рыбными прудами. Если заниматься сельскохозяйственными работами могут, как правило, даже необученные люди, то в иконописные мастерские или на производство свечей, изготовление кованых изделий, даже в пекарню стороннего человека стараются не допускать – разве что в качестве подсобного рабочего. Даже людям, которые уже имеют необходимые навыки, сначала долго приходится заниматься черной работой. Главное, кроме наличия самой веры, строгое соблюдение правил и полное отсутствие собственной воли.

Одной семьей

В свое время монастыри создавались, чтобы помочь их насельникам очиститься от всех мирских соблазнов и избавиться от одиночества. Ведь в монастыри приходили люди, желавшие соблюсти не только духовную, но и плот-скую чистоту. Женщин они считали сосудами дьявола, а плотскую любовь – скверной. Монастыри становились их семьей, а товарищи по служению Богу – братьями. В аналогичные сообщества, сестринства, объединились потом и женщины. И строились эти сообщества по типу патриархальной семьи. Такими православные монастыри остались и сегодня. Это очень замкнутые сообщества с жесткой иерархией.

На самой низшей ступени в них стоят трудники, которые суть миряне, но живут и работают в монастыре. Трудники, готовые стать монахами, именуются послушниками, они носят уже подрясники и скуфейки, а женщины – платки. Послушники, готовые к постригу, надевают рясу и другие иноческие одежды. Но только после пострига они становятся полноценными монахами, получают новое имя, дают обеты послушания, безбрачия и нестяжания, а также избирают себе духовного наставника, иначе старца, и отныне безропотно следуют всем его приказам, исполняя их как волю Божью. Со временем простой монах может дорасти до игумена, а то и подняться еще выше по карьерной лестнице – вплоть до архиерея и патриарха.

С пострига и до конца своих дней у монаха одна задача – молиться, молиться и молиться. Все, что вне монастыря, – греховное царство гибели и несет печать искушения и порока. Монахи, конечно, занимаются благотворительностью и помогают обездоленным, ведут с мирянами душеспасительные беседы, но даже особенностями своего быта, строгими правилами они стремятся отгородиться от всего, что может вызвать сожаление о когда-то принятом ими решении. Ведь, как говорил преподобный Паисий Афонский, «если миряне желают монашеской жизни, то они становятся святыми, а если монах желает мирской жизни, то он идет в ад».

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Медицина2 дня назад

Дар Жизни: Особенности и Значимость Донорства Ооцитов

Медицина2 дня назад

Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО): Открывая Дверь к Новой Жизни

Медицина3 недели назад

Препараты для лечения заболевания артерий и улучшения микроциркуляции

Технологии3 недели назад

Всесторонний обзор Leatherman Signal: Подробное руководство

Болезни3 недели назад

Лечение артроза суставов: Внутрисуставное введение синовиальной жидкости

Медицина4 недели назад

Контурная пластика носогубных складок

Медицина1 месяц назад

Факты о стоматологических клиниках на Мичуринском проспекте: выбираем подходящую

Медицина1 месяц назад

Как выбрать крем для лица

Города и страны2 месяца назад

Лучшие курорты Италии: топ 10

Медицина2 месяца назад

Идеальные Улучшения: Брекеты и Как Выбрать Подходящую Стоматологию

Климат2 месяца назад

Климат в Кризисе: Путь к Устойчивому Будущему на Земле

Города и страны2 месяца назад

Идеальная Студия в Нижнем Новгороде: Ваш Уютный Уголок в Сердце Города

Copyright © 2024 "Мир знаний"