История
Белые гунны – загадочные пришельцы из ниоткуда
Византийцы, армяне, персы, арабы, китайцы и индийцы называли их по-разному. Как они именовали себя сами – достоверно неизвестно. Возможно, если верить надписям на печатях и монетах, – эбодало. Но в историю они вошли как белые гунны, или эфталиты.
В середине V века в Центральной Азии неожиданно появилось сильное и крупное государство, которое раскинулось от Гиссарского хребта до Гиндукуша, заняв всю Таримскую котловину. Местных царьков, привычно собиравших дань с богатых городов-оазисов, новые властители сразу же взяли под контроль. А потом, в кратчайшие сроки, захватили весь юг нынешних Таджикистана и Узбекистана, земли Бактрии и Северной Индии.
Внезапное царство
Новоявленные соседи прислали в Китай свое посольство. В 456 году оно с большой помпой прибыло к китайскому двору. Информацию собирали буквально по крупицам. Изучали древние тексты, отправляли в страну, откуда прибыло посольство, ученых-путешественников – один заблудился и пропал, второй вернулся, но ничего толком не выяснил. И с чего бы это китайским чиновникам поднимать такую шумиху?
Причина была. Успехи соседей впечатляли и пугали. И не только китайцев, но и персов, которые с ужасом наблюдали за событиями в Мерве, столице их сатрапии Маргианы. Персам пришлось смириться с поражением своего войска и платить тяжелейшую дань так внезапно появившемуся врагу.
В Персии с ужасом рассказывали о злоключениях шахиншаха Пероза, который решил обратить зло в добро, то есть нанял эфталитов, чтобы расчистить дорогу к трону и свергнуть с него своего брата Ормизда. Эфталиты честно исполнили его желание. Пероз воссел на трон. И начались его злоключения.
На Иран обрушилась невиданная засуха, которая держалась не год, а целых семь. Начался голод. Орды диких тюрок бросились грабить восточные пределы Ирана. Пероз обратился за помощью к эфталитам. Те помогли, но, вероятно, ожидали от шахиншаха ответного хода. Неизвестно, что произошло между Перозом и царем эфталитов Ахшунваром (предположительно, так имя эфталитского властителя Эфталана звучало по-персидски), только неожиданно они стали врагами. Пероз собрал огромное войско и пошел бить противника. Ахшунвар сделал вид что испугался, и его войско стало отступать. Обрадованный Пероз бросился в погоню. Дорога тянулась бесконечно, но… вдруг закончилась тупиком. Тут-то шахиншах и попал в плен. Ахшунвар потребовал, чтобы Пероз преклонил колени. Пришлось тому подчиниться, хотя иранские хронисты и пишут, что он пал на колени не перед эфталитом, а перед солнечным диском, который зороастрийцы почитают за бога. Шахиншах вернулся домой, но эта история его ничему не научила. Не в силах платить тяжелую дань, он двинулся на эфталитов во второй раз. И снова оказался в плену. Спас его от верной смерти только византийский император, заплативший (разумеется, не безвозмездно) огромный выкуп. Но и на том дело не кончилось.
Ахшунвар потребовал в жены сестру шахиншаха. Пероз прислал эфталиту другую персиянку под видом своей сестры. Обман раскрылся. Началась война. В решающем сражении эфталиты применили все ту же тактику: стали вдруг отступать, персы с радостью пришпорили коней и бросились следом. Надо ли говорить, что вся эта шахиншахская рать свалилась в глубокий ров? В этом рву наконец-то погиб и Пероз. Вместе со всеми своими сыновьями!
Слухи об эфталитах
В далеком Константинополе эфталитов и в глаза не видели. Но слухи о них пугали. Недавно Европа пережила нашествие гуннов во главе с Аттилой. Так что вести из Персии очень волновали византийский двор. Иначе стал бы император Зенон выкупать неудачливого шахиншаха? Византийцам не пришлось столкнуться с эфталитами, но информацию о них собрали и сохранили. И – считали их гуннами.
Прокопий Кесарийский считал, что гунны, погубившие Пероза, были несколько «неправильными» гуннами. «Хотя эфталиты народ гуннский… они, однако, не смешиваются и не общаются с теми гуннами, которых мы знаем, так как не имеют с ними пограничной области и не живут вблизи них… Они не кочевники, как прочие гуннские народы, но издавна обосновались на плодородной земле… Они одни из гуннов белы телом и не безобразны видом, не имеют и образа жизни, подобного им, и не живут какой-то звериной жизнью, как те, но управляются одним царем и имеют законную государственность, соблюдая между собой и соседями справедливость ни-чуть не хуже ромеев и персов». Другие средневековые авторы тоже отмечали, что волосы у эфталитов светлые, лбы крутые, носы выступающие, и говорят они совсем не на тюркских языках. Китайцы объясняли это тем, что, вероятно, эфталиты происходят от северных «рыжих варваров».
Как выглядели эфталиты на самом деле, сложно сказать. Оставшиеся от них фрески в Балалык-тепе показывают отнюдь не светлоглазых блондинов, а безбородых монголоидов с раскосыми глазами. Портреты их царей на монетах и печатях – людей иранского типа с сильно выступающими носами. Но вид у них, действительно, не безобразный, и элита эфталитов предпочитала жить в городах, а не кочевать. Имена, если они транскрибированы хронистами правильно, тоже вызывают интересные догадки. Среди правителей эфталитов были Катаульф, Готифар, Тораман. Любимым оружием эфталитов была секира. В бою они предпочитали пеший строй, конница использовалась только для обманных маневров. В пищу употребляли молоко и мясо, но не конину. Давали клятвы и никогда их не нарушали первыми. Средневековые европейцы видели в таком наборе признаков что-то знакомое. Не случайно они называли эфталитов белыми гуннами.
Неизвестный народ
О том, кто такие белые гунны, гадали еще византийские мудрецы. Гадают об этом и современные ученые, пытаясь понять не только этническую принадлежность эфталитов, но и место, откуда они явились строить свою империю. Одни считают, что эфталиты пришли с севера и первоначально обосновались на Памире, другие – что они явились с юга и были вполне цивилизованным сообществом, предпочитавшим жить в городах. Первая версия сразу отсылает к тюркоязычным номадам, вторая – к ираноязычным оседлым народам. Существует и третья версия: эфталиты появились там, где прежде и жили, только в долины они спустились с гор, поскольку были центрально-азиатским племенем горцев. В пользу последней версии говорит то, что эфталиты практиковали обряд деформации черепов и полиандрию – то есть многомужество. Даже их женщины, по рассказам, носили особого вида головные уборы с выступающими рожками – сколько мужей у дамы, столько и рогов. Более того, на этой их прародине нашлась даже река с характерным названием – Эфталь. Четвертая версия предполагает, что путь этих основателей азиатского государства был гораздо длиннее, чем простое перемещение с севера на юг или с юга на север.
Некоторые ученые видят в эфталитах остготов, которые прежде, до Аттилы, жили где-то в районе нынешней Украины. После того как империя Аттилы распалась, готы откатились вместе с этой массой на восток и в конце концов нашли себя в районе Памира. Племя выживших и откатившихся на восток готов вряд ли было слишком большим. Земля, которую они собирались завоевать, была слишком велика. Так что, скорее всего, готы сделали то же, что и Аттила – образовали союз с местными народами. Став частью войска эфталитов, они тоже стали называться эфталитами. Но костяк этого войска оставался сугубо германским. За короткое время они построили мощное государство, хотя просуществовало оно совсем недолго. Уже через столетие его завоевал правитель Западного крыла Тюркского каганата Истеми – это лица его сановников изображены на фресках в Балалык-тепе. Послы, которые добрались до императорского дворца в Константинополе, тоже были тюрками. По словам Менандра Протектора, они сказали Флавию Юстину, что с белыми гуннами, эфталитами, покончено. Тот, разумеется, стал выяснять, все ли эфталиты покорены. Все, ответили послы. Император спросил: а где жили эфталиты – в селах или в городах? Это племя предпочитает города, ответили послы, передернув плечами. Сами они предпочитали кибитки и коней. Но города эфталитов, разумеется, захватили.
На этом, собственно, северная часть империи эфталитов завершила существование. Граница между каганатом и Персией прошла по Амударье, позже эфталиты потеряли и юг – Северную Индию. Их империя ужалась до Афганистана, точнее – до островка земли вокруг Кабула. К VIII веку был потерян и Афганистан, в нем обосновались арабские мусульмане. Так закончилась история империи эфталитов.