История
Апокалипсис Дрездена. Зачем союзники бомбили мирных жителей?
13 февраля каждого года жители саксонской столицы Дрездена выходят на улицы своего прекрасного города, чтобы почтить память земляков, ставших жертвами страшного бомбового удара, нанесённого в этот день в 1945 году англо-американской авиацией. Наверняка все слышали о данном событии, но подробности известны немногим.
Сигнал Сталину?
На чём был основан сделанный на излёте войны выбор данной цели? Вопрос о том, была ли бомбардировка Дрездена вызвана военной необходимостью, до сих пор вызывает споры. Серьёзных военных объектов в городе не было. С некоторой натяжкой к таковым мог быть отнесён разве что железнодорожный узел. Зато город был забит сотнями тысяч беженцев из Восточной Пруссии и самой Саксонии, частично уже занятой Красной Армией, передовые части которой стояли в 60 км от Дрездена. Позже англо-американцы будут утверждать, что атаковали Дрезден, выполняя союзнический долг перед СССР — якобы по его просьбе хотели облегчить русским захват города. Документальных подтверждений этому нет, а Советский Союз отрицает свою даже косвенную причастность к дрезденской бойне, ставшей одним из самых трагических для Германии событий Второй мировой войны.
По мнению ряда историков, целью бомбардировки Дрездена и других немецких городов, отходящих к советской зоне оккупации, было отнюдь не оказание помощи советским войскам, а демонстрация военной мощи для устрашения своего союзника — СССР. Этими же целями некоторые объясняют ядерную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки в Японии.
Сотни тысяч жертв
А дело было так: первая бомба с английского бомбардировщика упала на город в 22 часа 13 февраля. Массированная воздушная атака продолжалась всего 24 минуты, но этого было достаточно, чтобы превратить город в море огня. Возникшие гигантские огненные смерчи засасывали находящихся на улицах людей. Те, кто пытался спастись в подземных укрытиях, задыхались или гибли от нестерпимого жара — температура была таковой, что человеческие тела плавились, превращаясь в мокрое пятно. В 1:20 ночи 14 февраля налёт повторился с использованием в основном зажигательных бомб. После 10 утра на город обрушилась последняя серия бомб, доставленных на этот раз бомбардировщиками США. Этим и завершилось убийство уже лежащего в руинах города.
По мрачной иронии судьбы железнодорожный узел при этом не пострадал. Количественные данные о человеческих жертвах этого свирепого удара варьируются в очень широких пределах: от 25 до 135 тысяч и более. Точную оценку не позволяет сделать отсутствие учёта беженцев, наводнивших город перед атакой. В любом случае число жертв сопоставимо с потерями при атомной бомбардировке Хиросимы (по разным данным, от 90 до 160 тысяч человек).
Существуют различные взгляды по поводу того, следует ли относить подобные бомбардировки к военным преступлениям. По мнению США, Дрезден был вполне легитимной целью. Город являлся седьмым по численности населения и третьим по величине транспортным центром Германии и до февраля 1945 года не подвергся существенным бомбёжкам союзной авиации. Кроме того, город находился в зоне ожидаемого соединения советских и американских армий.
Немецкий писатель, нобелевской лауреат, Гюнтер Грасс и бывший редактор «Тайме» Саймон Дженкинс считают, что бомбардировки были военным преступлением. Президент организации «Час геноцида» Г. Стэнтон пишет, что наряду с холокостом бомбардировки Дрездена и ядерные удары по Японии должны быть отнесены к актам геноцида. А один из деятелей Национал-демократической партии Германии X. Апфель назвал бомбардировку Дрездена «хладнокровно спланированным индустриально-массовым убийством».
На трагедию Дрездена откликнулись многие деятели культуры разных стран. Она лежит в центре сюжета антивоенного романа «Бойня номер пять» Курта Воннегута. По мнению писателя, бомбардировки не были вызваны военной необходимостью. Бомбардировка Дрездена проходит через все творчество Воннегута, который, будучи военнопленным, участвовал в разборе завалов Дрездена после бомбардировки, это произвело на него неизгладимое впечатление.
После войны многие памятники города были восстановлены. Одним из символов Дрездена стала поднятая из руин церковь «Фрауэнкирхе». Сбор средств на её воссоздание прошёл во многих странах. Одним из организаторов этого стал офицер английских ВВС, участвовавший в налёте на город в феврале 45-го. В 1961 году вышел на экраны польский фильм «Сегодня ночью погибнет город», посвященный дрезденской трагедии.
Теоретики и практики воздушного разбоя
Дрезден стал лишь одной из многих жертв так называемых ковровых бомбардировок. Слово «ковёр» ассоциируется с чем-то красивым, пушистым и мягким. Но XX век вложил в этот невинный термин совершенно иной, зловещий смысл. В начале этого века только ещё зарождающаяся авиация сразу же стала объектом пристального внимания военных. Естественно — как было бы здорово врезать по неприятельским головам и укреплениям, оставаясь недостигаемым для его штыков и пуль.
Уже в Первую мировую войну эта идея нашла применение по обе стороны европейского фронта. Первые результаты были впечатляющими. От открывшихся безграничных возможностей нового рода войск кружилась голова у многих стратегов. Одним из них был итальянский генерал Джулио Дуэ (1869—1930). Ещё в 1915 году он предложил направить армаду из 500 бомбардировщиков для нанесения удара по городам враждебной Австрии, полагая, что это принесёт не только военный, но и мощный деморализующий эффект. Свои идеи он развил в так называемой Доктрине Дуэ, отводящей главенствующую роль в войне бомбардировщикам.
В 20—30-е годы прошлого века у «Доктрины Дуэ» нашлось немало поклонников, в том числе и в СССР — она прекрасно вписывалась в советскую концепцию тех лет: «победить врага малой кровью на его территории». Для реализации идеи было развёрнуто строительство целого флота тяжёлых бомбардировщиков (ТБ-1 и ТБ-3), безнадёжно устаревших к началу Второй мировой войны, до конца которой СССР так и не обзавёлся по-настоящему тяжёлой стратегической авиацией. Возможно, это и лишило его возможности участия в «ковровых бомбардировках», за которыми позже закрепился эпитет «варварские». Лишь много позже для Советской армии стал доступен подобный метод борьбы с противником.
Военные энциклопедии определяют «ковровые бомбардировки» как продолжительное, интенсивное бомбометание по значительным площадям, чаще всего населённым пунктам. Само это определение цинично говорит о том, что ни о какой гуманности здесь речи нет. Ведь в ходе их неизбежно и массово гибнут мирные жители и уничтожаются далеко не одни военные объекты. Единственным (весьма иллюзорным) сдерживающим фактором была принятая европейскими странами и США в ходе Гаагской конференции 1907 года Декларация по правилам ведения войн, 25-й параграф которой гласил: «запрещается атаковать и бомбардировать города, деревни, жилища или здания, которые не защищаются», а параграф 27 разъяснял: «в случае бомбардировок следует принять все необходимые меры, чтобы, насколько возможно, щадить сооружения религии, искусства, науки и больницы, а также другие места сосредоточения больных и раненых».
Однако эти правила носили лишь рекомендательный характер и никаких санкций за их нарушение не предусматривали. Это было вполне на руку нацистской Германии. Почитаемую нацистами «Доктрину Дуэ» они первыми и реализовали во время гражданской войны в Испании. 26 апреля 1937 года жертвой стала Герника — маленький городок на северо-западе Испании. Асы немецкого элитного бомбардировочного полка «Кондор» при поддержке итальянцев превратили город в руины, убив при этом сотни его мирных жителей. Разрушение Герники по праву можно считать итогом первых «ковровых бомбардировок». Кошмар Герники запечатлел даже Пабло Пикассо на своей картине, написанной через месяц после бомбардировки.
Но через несколько лет «ковровые бомбардировки» аукнулись и самой Германии, когда ей «прилетело» в разных смыслах слова со всех сторон. И Дрезден стал одним из самых ярких эпизодов.