История
А был ли Золотой век?
В мифах народов Старого и Нового света мы встречаем это манящее название. О временах, когда над миром царил не Зевс-громовержец, жестокий и властный, а отец его, мудрый Кронос, древнегреческий поэт Гесиод говорит так:
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою.
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
К ним приближаться не смела…
Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли.
В поэме «Метаморфозы» великого римского поэта Овидия также читаем:
Первым посеян был век золотой, не знавший возмездья…
Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди…
Да что там! Ещё на месте Афин и Рима рос дикий лес, а люди уже тосковали о Золотом веке, прекрасном, но безвозвратно утраченном. Обтёсывая многотонные блоки для фараоновых гробниц, проливая пот за плугом, египтяне вздыхали о давней счастливой поре, когда сами верховные божества, супруги Осирис и Исида. правили землёй, даруя смертным всё, чего ни пожелаешь. Шумеры под властью грозных царей передавали детям сказки о родине своих предков, блаженном острове Дильмун, где не знали бедности, болезней и смерти. Огнепоклонники-иранцы поминали райскую эпоху праведного царя Джамшида, когда даже коровы были бессмертны, а юноши не становились стариками; индийцы — столь же прекрасную эру Крита-юга. Построившие могучее государство мексиканские индейцы-ацтеки верили в то, что когда-то миром правил бог Ксцалькоатль, даруя смертным покой, изобилие и счастье…
И все, от индейцев до индийцев, сходились на том, что после Золотого века жизнь на земле постепенно испортилась. Даже следовавшие за ним Серебряный и Медный века были куда мрачнее. Ну. а уж о своём времени люди всех древних цивилизаций твердили одно и то же: Железный век, худший из всех, сплошная несправедливость…
Принято считать, что легенды о райском прошлом порождены социальной действительностью. Людям первых земных держав, столкнувшимся с жесткой классовой системой, давние годы, лишённые угнетения, казались лёгкими и беспечальными. Вероятно, так оно и есть. Но есть факты, заставляющие утверждать: веру подкрепляла историческая реальность.
Если верить некоторым мифам, в пору Железного века кое-где можно было встретить островки Золотого! Странным образом они сохранились в мире… И всегда упоминание о таких райских уголках соединено с темой катастрофы. Они последние, гибнущие!
Около четырёх тысяч лет назад неизвестный египетский автор написал «Сказку потерпевшего кораблекрушение». Герой, от имени которого ведётся повествование, моряк, терпит кораблекрушение. Словно Робинзон, выброшен он волнами на неведомый остров в океане. А там – сущий рай! «И вот нашёл я фиги, и виноград, и всякие прекрасные овощи, и плоды сикоморы, и огурцы, словно выращенные человеком, и рыбу, и птицу. И нет такого яства, которого бы там не было…» Но остров нельзя назвать необитаемым. До полусмерти напугав моряка, перед ним является огромный змей в золотой чешуе. Однако разговор их мирный. Назвав себя владыкой погибшей страны Пунт, змей рассказывает египтянину историю о том. как «упала звезда С неба» и разрушила всё его государство, уничтожила население. (Вспомним, что наиболее вероятной причиной гибели древнейшей цивилизации, той же Атлантиды, учёные называют падение астероида.) «И вот, ты расстанешься с этим местом, — говорит змей, — и никогда не увидишь его. ибо превратится оно в воду». Эту фразу легко объяснить: очевидно, удар «звезды» расшатал скальное основание острова, привёл к мощному оползню. Остаток счастливого Пунта обречён, скоро он погрузится в море…
А почему, собственно, моряку явился змей? Есть несколько объяснений. Скорее всего, это – дань мифологической традиции. Повсюду образ змея или дракона связан с темой потопа. В Китае и у носителей трипольской культуры змеевидные существа повелевают дождями и потоками. Кроме того, змея – символ мудрости и тайных знаний. Вспомним знак медиков: змея, обвивающая чашу… Впрочем, не исключено и третье толкование. Современник фараонов вполне мог принять за змея некое транспортное средство. Недаром в «Сказке потерпевшего…» написано, что над змеиным телом поднималась человеческая голова. Другой «адрес» земли блаженных называет великий Гомер в своей эпической поэме «Одиссея». Это остров Схерия, где обитает любезный богам народ феаков. Туда выносит море потерявшего свой корабль хитроумного Одиссея (заметили сходство с египетской «Сказкой»?). Поражённый герой Троянской войны видит
…пристани, в них бесконечный
Ряд кораблей, и народную площадь, и крепкие стены Чудной красы…
Островное государство с многолюдными городами, огромным флотом, процветающими ремёслами и даже достаточно высокой техникой… У дворца местного царя. Алкиноя, стояли две живые собаки из чистого золота, этакие четвероногие роботы! И вот что поразительно: не успели феакийские мореходы отвезти Одиссея на родину, как из воды поднялась высокая гора и задвинула порт! Тектоническая катастрофа? Похоже. Учинил её бог морей Посейдон. Но ведь он, по Гомеру, родоначальник династии царей Схерии. А согласно философу Платону, именно от Посейдона происходят цари Атлантиды!..
Вряд ли это просто совпадение. К тому же, столица феаков слишком похожа на описанный у того же Платона Посейдонис, главный город атлантов. Там тоже есть огромный порт, наполненный кораблями со всего света, и широкие площади, и дворцы чудной красы, и статуи из чистого золота, поражающие своей живостью.
Не совсем сказочное место — и остров Дильмун, упоминаемый шумерами, как их счастливая прародина. Современные исследователи подчас отождествляют с ним остров Бахрейн в Персидском заливе. Дильмун впервые упоминается в эпосе о Гильгамеше, а также в торговых надписях шумерских городов-государств III тысячелетия до н. э. Интересно, что в этих надписях остров указан, как посредник в торговле Шумера и… Хараппской цивилизации долины Инда! (Её в Междуречье называли страна Мелухха.) Дильмун торговал с родиной мифа о Крита-юге, через него в Шумер ввозили из Индии медь, жемчуг, драгоценные камни… На северном побережье Бахрейна археологи обнаружили крупное городское поселение, существовавшее в период около 2800 — 1800 гг. до н. э. Небыли ли когда-то два центра высокой культуры, индийский и шумерский, связаны единой судьбой, не входили ли они в некую мировую империю, чья история была прервана потопом?! Ведь, кроме «европейской» Атлантиды, в мифах поминается ещё и погибшая страна Лемурия, проглоченная Индийским океаном… Кстати: в шумерских сказаниях героического цикла и в поэме о Гильгамеше Дильмун фигурирует как место жительства Ут-Напиштима – человека, спасшегося от потопа!..
«География» Золотого века разнообразна, однако всегда довольно точна. Древние евреи располагали рай, обиталище перволюдей Адама и Евы, отнюдь не на небе, а — конкретно! — на севере Месопотамии, в верховьях Тигра и Евфрата. Но ведь именно из Междуречья и происходит самая ранняя легенда о потопе…
Многие ученые и философы XVIII-XIX столетий не без влияния ранних просветителей Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и других присвоили доисторической эпохе романтическое название «золотого века», поскольку искренне верили в то. что первобытный человек жил в гармонии с собой, миром и окружающими. Современной наукой доказана нереальность «золотого века» во времена первобытнообщинного строя, хотя многие философы-гуманисты и историки по-прежнему упорствуют в устоявшихся взглядах.
Нам остаётся лишь научиться отличать правду от вымысла; сказки, рождённые смутной памятью народов о временах «первобытного коммунизма», от подлинных свидетельств о Золотой стране глубокой древности.