История
А был ли Сусанин?
Он стал в России именем нарицательным. Провожатого, который заводит нас неизвестно куда, мы называем Иваном Сусаниным. Его прославляли в императорской России — как мужика, который спас будущего царя — юного Мишу Романова. В треугольнике «православие — самодержавие — народность», который был основой монархической идеологии, он олицетворял последнее звено.
По сей день каждый новый сезон Большого театра начинается с оперы, в которой композитор Михаил Глинка и поэт Егор Розен воспели подвиг костромского крестьянина. В младших классах мы изучаем стихи Кондратия Рылеева:
Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! —
Сусанину с сердцем вскричали враги: —
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Что это — сказка или быль? Насколько реален подвиг Сусанина — единственного простолюдина, оказавшего явную услугу династии Романовых?
КРЕПОСТНОЙ ШЕСТОВЫХ
Что нам известно о Сусанине? Как и о всех крестьянах того времени — почти ничего. Но такой человек действительно был. Он жил под Костромой, в селе Домнине. Был крепостным дворян Шестовых, к которым относилась Ксения Ивановна, жена боярина Федора Романова. Царь Борис Годунов видел в Романовых опасных соперников и насильно разлучил супругов, заставил постричься в монахи. Так Федор Романов стал Филаретом, а Ксения (урожденная Шестова) — инокиней Марфой. При этом она осталась главой клана Шестовых и сохранила в собственности родовые деревни и сотни крестьян, включая Сусаниных.
По легенде, родился Сусанин не в Домнине, а в соседней деревушке Деревеньки, которая тоже принадлежала Шестовым. При упоминании Сусанина нам представляется старик с окладистой седой бородой, но в 1613 году, когда развернулись события, обессмертившие его имя, Сусанину было от 32 до 45 лет. Впрочем, 40 лет по тем временам для землепашцев — возраст старческий. У него была дочь Антонида. По одной версии — на выданье, по другой — замужем, с детьми. Скорее всего, Сусанин был ранним вдовцом. О его положении в деревне говорят разное. Он обладал авторитетом среди односельчан и, возможно, был вотчинным старостой и даже жил при боярском дворе Шестовых, управляя сельскими делами. Таким образом, Ксению-Марфу он хорошо знал, их многое связывало. Судя по всему, был преданным слугой своей хозяйки — женщины, недосказать, весьма своенравной.
КАНДИДАТ В ЦАРИ
Что же случилось холодной ранней весной 1613 года? В Московском кремле после изгнания поляков проходил Земский собор, на котором представители разных городов и сел выбирали нового русского монарха. Среди соискателей рассматривали и Романовых. Их, в конце концов, и выберут. Поставить на трон всеми уважаемого Федора-Филарета собор не мог Во-первых, он был монахом, к тому времени уже митрополитом и светских должностей занимать не имел права. Во-вторых, пре-бывал в польском плену. Оставался его наследник — юный Миша Романов, который не отличался никакими талантами, но был сыном своего отца и — главное! — внучатым племянником «природного, законного царя» Ивана Грозного. Вокруг его кандидатуры на соборе развернулись споры. Но между тем никто не знал, где находится юный боярин. А он вместе с матерью скрывался в Костроме, в Ипатьевском монастыре.
ТАИНСТВЕННЫЙ ОТРЯД
Скрываться были основания: Смутное время продолжалось, по Руси бродили разбойники и польские отряды. Не всех интервентов разбило и изгнало за пределы страны ополчение Минина и Пожарского… Один из отрядов действовал близ Костромы. Позже официальные историки считали, что они специально охотились за Мишей Романовым. Никаких подтверждений у этой версии нет, но и отрицать ее нельзя. Да, поляки стремились сорвать избрание русского царя и были не прочь пограбить состоятельных феодалов, но достоверно об этом отряде ничего не известно, кроме легенды, по которой поляки рыскали вокруг Костромы, чтобы пленить боярина, а потом уничтожить или требовать выкупа.
На беду, Романов в то время оказался не в монастыре, а в селе Домнине, к которому приближался польский отряд. Мать решила спрятать его в доме Сусанина. Крестьянин сначала накормил боярина, а потом спрятал в овине, в куче мусора. Тут как раз и явились поляки с обыском. И — не нашли Михаила. Они подозревали, что Сусанин знает больше, чем говорит, и даже пытали его. Тот, конечно, ничего не сказал. Со злости интервенты зарубили крестьянина на пороге его собственного дома и ускакали прочь. А Михаил вскоре выбрался из укрытия и в сопровождении других крестьян уехал в Ипатьевский монастырь.
КРЕСТ НА БОЛОТАХ
Но более известна другая история, по которой поляки встретили Сусанина на подступах к селу Домнину, где находился Михаил, и он вызвался показать им дорогу. В распутицу без провожатого им было непросто. Тайком Иван послал своего зятя Богдана Сабинина в Домнино, чтобы тот предупредил боярина и вывез его из села, а сам завел поляков на болота. Там они и казнили его… Несколько лет назад археологи нашли косвенное подтверждение этой версии. На месте высохших болот обнаружили останки нескольких человек. И — единственный православный нательный крест среди нескольких католических.
ЦАРСКАЯ ГРАМОТКА
Через 6 лет Михаил Федорович, ставший царем, посетил Кострому. Тогда он наградил «Богдашку Собинина» правом на владение половиной сельца Деревнищи. Кроме того, Собинина и его потомков освобождали от налогов. Причину милости царь объяснил так: «Тестя его, Ивана Сусанина, литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас… не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти». Это единственное свидетельство о подвиге Сусанина.
Позже, вплоть до XIX века, русские цари считали необходимым подтверждать льготы, которыми пользовались потомки Сусанина. При этом многие историки сомневались в достоверности подвига. По польским источникам, нечто подобное совершил некий крестьянин под Волоколамском. Правда, он не спасал будущего царя, а просто завел поляков в непролазную глушь. Возможно, сюжет про Сусанина «лепили» с этого подвига героя, так и оставшегося безымянным.
КУЛЬТ ЛЧНОСТИ
В XVIII веке сложился настоящий культ Ивана. «Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», — писал Николай Гоголь, и это была официальная точка зрения. Фундамент государственной доктрины.
ГЕРОЙ СО ЗНАКОМ ВОПРОСА
Что мы имеем в итоге? Никаких точных сведений о подвиге Сусанина, да и о его судьбе, не сохранилось. Только тайна и легенда. И археологические находки мало что проясняют. Любопытно, что православная церковь не канонизировала его, хотя вроде бы налицо подвиг мученика во имя веры и царя, ведь он защитил Россию от окатоличивания. Скорее всего, причина в том, что архиереи с давних пор сомневались в исторической достоверности Сусанина и не хотели рано или поздно столкнуться с доказательствами того, что это всего лишь фальшивка, красивая литературная придумка.