История
8 марта: как борьба женщин за свои права закончилась праздником
8 мая 1965 года Леонид Брежнев, выступая в Кремлевском дворце съездов на торжественном собрании, посвященном 20-летию победы в Великой Отечественной войне, торжественно объявил, что со следующего года день 8 марта объявляется в Советском Союзе нерабочим днем. С тех пор День солидарности женщин всего мира в борьбе за свои права стал стремительно терять политическую окраску, постепенно превращаясь в Женский день, а потом и вовсе в День весны, любви и красоты.
Есть идея…
Кстати, у этого решения была любопытная подоплека. Готовил речь Леонида Ильича Валентин Александров (он хоть и числился в МИД, но специализировался на написании речей для членов Политбюро), задачей которого на этот раз было отдельно отметить подвиг советских женщин в годы Великой Отечественной войны. «Я сделал более десятка вариантов. И каждый раз мне говорили, ссылаясь на Брежнева: не то, надо еще сильнее, еще ярче сказать, чтобы каждому были понятно, как высоко ценит партия советских женщин», – вспоминает об этом Александров в своей книге «Кронпринцы в роли оруженосцев».
В какой-то момент в его рабочий кабинет вошла жена и, узнав, чем занят супруг, заявила: «Твоя партия поступила бы куда лучше, если бы вместо дурацких слов женскую жизнь улучшила». «Стоп! – мелькнуло в голове, – вспоминает Валентин Алексеевич. – Когда слова не могут выразить чувств, тогда в ход должны идти действия. В моем случае это означало, что комплименты женщинам надо было дополнить весомым преподношением, от которого что-то достанется всем и каждой. Тут же мелькнула мысль: сделать женский день, 8 марта, нерабочим. Это показалось мне наиболее подходящим к случаю и выполнимым».
Леонид Ильич воспринял идею на ура, решение было принято и 8 марта 1966 года впервые стало выходным днем. Поначалу газеты еще пестрели пафосными заголовками: «Слава советским труженицам!», «Девушки мира, теснее ряды», но с каждым годом агитационный пафос угасал, уступая место простым человеческим пожеланиям.
Как все начиналось
Однако предыстория этого праздничного дня была бурной, отнюдь не благостной и даже кровавой.
Свое начало праздник 8 Марта в мировой истории берет в 1908 году. 28 февраля женская организация нью-йоркской социал-демократической партии организовала митинг, призывающий к равноправию женщин, и более 15 000 дам прошли маршем через весь город, требуя сокращения рабочего дня, равных с мужчинами условий оплаты труда, а также предоставления женщинам избирательного права.
Поначалу борьба женщин за свои права не была привязана к конкретному дню, и следующие несколько лет аналогичные митинги проводились когда придется. И лишь через два года известная немецкая коммунистка Клара Цеткин на международной конференции женщин-социалисток предложила учредить единый Международный женский день, в который будут устраивать разнообразные акции, привлекающие внимание общественности к проблемам женщин.
Но даже после этого решения потребовалось еще несколько лет, чтобы новация прижилась – лишь в 1914 году этот праздник отмечался в один день сразу в шести странах мира (Австрии, Дании, Германии, Нидерландах, России и Швейцарии).
За что боролись?
Вообще надо сказать, что в те времена «слабому полу» действительно было за что бороться. Дело в том, что до середины XIX века положение женщин, особенно в англосаксонском праве, было близко к положению чернокожих в Северной Америке. В отношении замужних женщин в англо-саксонском праве действовал «принцип покровительства». Он означал, что с момента выхода замуж женщина теряла гражданскую правоспособность и во всем зависела от мужа.
Вот цитата из трудов известного английского политика, юриста, адвоката и историка права Уильяма Блэкстона: «…юридическое существование женщины прекращается на всё время её замужества, или, точнее, оно интегрируется и сливается с юридическим существованием её мужа: все её действия осуществляются только под его крылом, защитой и при его гарантиях…».
Всё движимое имущество жены переходило в полную собственность мужа. Муж мог распоряжаться им не только в период брака, но и завещать его другим наследникам, а не жене. Недвижимое имущество, земля и строения оставались в собственности жены, но она утрачивала возможность распоряжаться этой собственностью без согласия мужа. Все доходы жены в период брака – рента, заработок, полученное наследство и даже подарки – принадлежали мужу (исключения были сделаны лишь для королевы и ряда богатейших женщин Англии).
Без разрешения мужа женщина не могла выступать в суде, получать образование, работать, жить раздельно и содержать своих собственных детей. Вот еще цитата из Блэкстона; «Поэтому муж не может ничего дарить своей жене и брать на себя обязательства перед ней: ибо подарок предполагает её раздельное существование; а обязательство перед ней есть обязательство только перед самим собой… женитьба аннулирует также все обязательства мужа, взятые до свадьбы».
Неудивительно, что мужчины не хотели отказаться от такой «лафы», а женщины жестко протестовали.
От суфражисток…
Начало активных протестов в женском движении второй половины XIX века было положено Эммелин Панкхерст. Она стала одной из основательниц движения за право женщин голосовать на выборах (так называемый суфражизм; от англ. suffrage, право голоса). Суфражистки активно применяли ненасильственные методы гражданского неповиновения: приковывали себя к воротам, садились на рельсы, устраивали демонстрации и стояли на улицах с плакатами. За это их жестко преследовали (особенно в США и Великобритании), давали реальные сроки заключения.
Первым шагом к упразднению принципа покровительства в США стали изменения, внесенные в законодательство штата Миссисипи в 1839 году (так называемый акт о собственности замужних женщин). В Англии принцип покровительства упразднялся постепенно с 1870 по 1893 год.
Кстати, Россия стала третьей страной в истории, давшей (в 1906 году) женщинам избирательное право, правда лишь на территории Великого княжества Финляндского (первым его ввела Новая Зеландия в 1893 году, затем Австралия в 1902-м). А весной 1917 года избирательное право было закреплено за всеми женщинами на всей территории России.
…до революционерок
Важной вехой, зафиксировавшей символическое значение дня 8 марта, стал февраль 1917 года. (Любопытно, что нынешнее 8 марта по старому стилю приходилось на… 23 февраля!)
В этот день большевики воспользовались празднованием Международного женского дня для организации антивоенных митингов, которые потом переросли в забастовки и революционные демонстрации (в этот день бастовало более 128 тысяч рабочих). А 19 марта в составе 40-тысячной демонстрации женщин под лозунгами «Свободная женщина в свободной России!», «Без участия женщин избирательное право не всеобщее!», «Место женщины в Учредительном собрании!» приняли участие председатель Государственной Думы Родзянко и председатель Совета рабочих и солдатских депутатов Чхеидзе.
Весной 1917 года прошли выборы в городские думы ряда российских городов, в которых женщины впервые смогли принять полноправное участие (в Вологодскую городскую думу даже были избраны две женщины). 20 июня 1917 года Временное правительство приняло положение о выборах в Учредительное собрание, где было указано о «всеобщем избирательном праве без различия пола».
А после победы Октябрьской революции в Советской России в 1918 году была принята конституция, закрепившая юридическое равноправие женщин с мужчинами.
Праздник шагает по планете
В 1921 году по решению 2-й Коммунистической женской конференции было решено (в память о той самой демонстрации в Петрограде) праздновать Международный женский день именно 8 марта. Международный женский секретариат в это время возглавляла все та же Клара Цеткин, так что ее имя оказалось неразрывно связано с этим праздником.
С момента своего официального признания праздник отмечался главным образом в. социалистических странах. Китайские коммунисты праздновали его с 1922 года, а испанские – с 1936-го. Однако с годами его переняли и страны с капиталистической экономикой, а с 1975 года Организация Объединенных Наций, празднуя Международный год женщин, решила 8 марта проводить Международный женский день.
С тех пор 8 Марта постепенно трансформировалось в праздничный день, посвященный женщинам. Лишь самые ярые феминистки используют его для дальнейшей борьбы за права. Но для актуализации этой борьбы им приходится прилагать огромное количество усилий.
После того как в результате «второй волны» в «женском освободительном движении» было достигнуто полное юридическое и социальное равенство женщин и мужчин, бороться приходится уже против чисто физиологических моментов, вроде полного отрицания различий в мужской и женской сексуальности. Даже в «продвинутых» западных странах это находит не слишком большое число сторонников (хотя они оказываются настолько активными, что часто вынуждают принимать законы, противоречащие мнению большинства), а уж в «дремучих» странах, вроде России, и вовсе практически не встречает поддержки.