Connect with us

Психология

Гениальность и безумие шагают рядом

Многие знаменитые художники, поэты, писатели, артисты и ученые страдали психической неустойчивостью, проще говоря, были немного безумцами. Предположение о том, что между гениальностью и помешательством нет четкой грани, уже давно высказывалось некоторыми учеными. Изучение жизни ряда знаменитостей позволяет говорить — они не так уж сильно ошибались.

Древние о талантах и сумасшествии

Еще древние мыслители обратили внимание на связь С между талантом и безумием. Так, Платон (427-347 гг. до н. э.) называл любое творчество «бредом, даруемым Богом». Платон не раз утверждал, что поэт может творить только в том случае, если его рассудок отступает на второй план и его пленяет божественное исступление. Древнегреческий философ конкретизирует эту мысль в диалоге «Федр»: «Третий вид одержимости и неистовства — от Муз… Кто же без неистовства, посланного Музами, подходит к порогу творчества в уверенности, что он благодаря лишь искусству станет изрядным поэтом, тот еще далек от совершенства: Творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых».

Аристотель (384—322 гг. до н. э.) также говорил о том, что безумие способно даровать поэтам и художникам возможности для творческих взлетов. Философу приписывают следующую фразу: «Не бывает великого ума без примеси безумства». Великий древнегреческий философ Демокрит (460—370 до н. э.) говорил: «Без безумия не может быть ни один великий поэт».

Сократу же приписывали вот такое высказывание: «Все хорошие эпические поэты слагают свои прекрасные поэмы не благодаря искусству, а лишь в состоянии вдохновения и одержимости». Древнегреческий драматург Эврипид (480—406 гг. до н. э.), в свою очередь, также говорил о тесной связи таких состояний, как опьянение, безумие и экстаз художника.

Они всегда в одной упряжке?

В более поздние времена многие известные люди, как и античные философы, также отмечали, что гениальность и безумие находятся в одной упряжке. Так, профессор медицины в Базеле Феликс Платер (1537-1614 гг.) полагал, что выдающиеся люди обязательно должны быть чудаками, чтобы иметь возможность завоевать сердца и признательность своих современников.

Великий Шекспир (1564-1616 гг.) писал: «Поэта взор в возвышенном безумье Блуждает между небом и землёй». («Сон в летнюю ночь», V, I).

Его соотечественник, поэт и драматург Джон Драйден (1631-1700 гг.) более конкретно выразил мысль о связи гениальности с безумием: «Высокий ум безумию сосед, Границы твёрдой между ними нет».

В своем «Городе Солнца» итальянский учёный и писатель Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.) озвучивает любопытный вывод, согласно которому эпилепсия является признаком исключительной одаренности. А вот французский философ и учёный Блез Паскаль (1623-1662 гг.), ничуть не сомневаясь, утверждал: «Чрезмерный ум близок к чрезмерному безумию».

Стоит отметить, что с годами интерес к этой проблеме не ослабевал, видимо, во все времена она была довольно актуальна. Французский писатель и философ Дени Дидро (1713-1784 гг.) в своей «Энциклопедии» писал: «Натуры с мечтательным и меланхоличным предрасположением время от времени открывают такие тайники своей души, что приходят сначала к возвышенным, а затем к сумасшедшим мыслям. Ими они обязаны нарушению психических механизмов… Увы! и почему гений и помешательство стоят так близко друг к другу?»

Известный французский писатель Стендаль (1783-1842 гг.) в своей «Истории живописи в Италии» в 1817 году с определенной долей иронии писал: «…Известную долю биографии великих людей должны написать их врачи». Его соотечественник поэт и политический деятель Ламартин (1790-1869 гг.) без каких-либо околичностей прямо называл гениальность болезнью: «Гений в себе самом несёт зародыши разрушения: смерть, безумие, которые разрушают его, как червь плод».

Артур Шопенгауэр (1788-1860 гг.) проблеме гениальности отводил в своей философии значительное место. Он писал: «Замеченное сродство гения с безумием главным образом основывается именно на этом, свойственном гению, но неестественном отрешении интеллекта от воли». Интересно, что, по Шопенгауэру, к гениальному творчеству побуждает страдание: «Пока имеешь то, что удовлетворяет волю или только обещает удовлетворение, дело не доходит до гениального творчества, ибо внимание направлено на собственную личность… Страдание — условие деятельности гения».

Однако первую научную разработку вопроса о гениальности и безумии ставят в заслугу французскому врачу Моро де Туру (1804-1884 гг.). По его мнению, «гений, как и всякое состояние умственного динамизма, должен иметь свою органическую основу. Эта основа есть полупатологическое состояние мозга, нервный эретизм… Определяя гений словом “невроз” мы только выражаем факт чистой физиологии и подчиняем органическим законам психологическое явление, которое почему-то всегда считали чуждым этому закону».

Книга, которая шокировала общественность

В 1863 году вышла книга итальянского невропатолога Чезаре Ломброзо «Гений и помешательство», в которой автор проанализировал поведение великих людей, страдавших неврозами. Публику шокировало то обстоятельство, что Ломброзо не видел никакой разницы между гением-творцом и сумасшедшим, бьющимся в припадке. Согласно его теории, все гении безумны, а их творения являются результатом больного рассудка. Доказывая свою теорию, невропатолог собрал немало фактов о мимических особенностях гениев, их чертах характера, аномальном строении черепов, примерах странного поведения.

Ломброзо подчеркивал такие особенности психики гениев, как раздражительность, самолюбие, постоянное внутреннее беспокойство, рассеянность, злоупотребление наркотическими средствами и алкоголем, чрезмерную чувствительность и многочисленные странности в процессе творчества. Он обнаружил следующее сходство между гениями и сумасшедшими: на протяжении всей жизни и те и другие «остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества».

Кстати, Ломброзо не отрицал тот факт, что есть немалое количество гениальных людей без каких-либо психических расстройств. Он признавал: «Правда, в числе гениальных людей были и есть помешанные, точно так же, как и между этими последними бывали субъекты, у которых болезнь вызывала проблески гения; но вывести из этого заключение, что все гениальные личности непременно должны быть помешанными, значило бы впасть в громадное заблуждение и повторить, только в ином смысле, ошибочный вывод дикарей, считающих боговдохновенными людьми всех сумасшедших».

В своей книге Ломброзо привел список душевно-больных гениев, в нем, например, есть такие имена, как Сократ, Свифт, Наполеон, Шуман, Петр I, Гоголь. Надо отметить, что книга невропатолога вызвала в обществе неоднозначную реакцию, острые дискуссии и, конечно, всплеск интереса к этой теме. На эту работу обрушилось немало критики. Автора упрекали в тенденциозном истолковании фактов о жизни гениев, за постановку им заочных диагнозов и якобы недостоверную информацию.

Несмотря на критику, которой подвергалась и подвергается теория Ломброзо, ряд современных ученых приходят к выводу, что итальянец во многом был прав. Так, знаменитый немецкий психиатр и психолог Эрнст Кречмер писал, что психические заболевания встречаются среди гениальных людей гораздо чаще, чем среди простых обывателей. Американский ученый Дж. Карлсон пришел к выводу о более высоком риске психического заболевания у гениев. В своей книге он написал: «Предрасположенность к близорукости, шизофрении и алкоголизму — это та цена, которую платит человечество за высокую одаренность отдельных людей, без которых невозможен прогресс».

Расплата за талант

Мы долгое время жили в «стране приукрашенных гениев», о них было не принято говорить и писать плохое. В 90-х с них стали усиленно срывать «блестящие обертки» и мы узнали о гениях, чье творчество изучали и чьими произведениями восхищались, много нового. Например, Лев Толстой мучился от сильных приступов депрессии, которая отягощалась различными фобиями. Н. В. Гоголь всю жизнь страдал маниакально-депрессивным психозом.

По словам современников, Лермонтов был очень злобным и малообщительным человеком. Петр Вяземский отмечал, что поэт был чересчур нервозным, с резко переменчивым настроением. От его веселья и добродушия через мгновение могло не остаться и следа, он превращался в злобного и угрюмого человека, который «бывал небезопасен». Некоторые исследователи жизни и творчества Лермонтова считают, что он страдал одной из форм шизофрении. Дед поэта покончил с собой, приняв яд у его матери были неврозы и истерические припадки.

Список гениев, страдающих психическими заболеваниями, включает большое число знаменитостей, вот только некоторые из них: Франц Шуберт, Никколо Паганини, Иоганн Себастьян Бах, Амадей Моцарт, Винсент Ван Гог, Исаак Левитан, Александр Иванов, Сальвадор Дали, Чарльз Диккенс, Лопе де Вега, Жан-Батист Мольер, Эдгар Аллан По, Вирджиния Вульф, Сергей Есенин, Теннесси Уильямс и многие другие.

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Медицина2 дня назад

Факты о стоматологических клиниках на Мичуринском проспекте: выбираем подходящую

Медицина2 дня назад

Как выбрать крем для лица

Города и страны4 недели назад

Лучшие курорты Италии: топ 10

Медицина4 недели назад

Идеальные Улучшения: Брекеты и Как Выбрать Подходящую Стоматологию

Климат1 месяц назад

Климат в Кризисе: Путь к Устойчивому Будущему на Земле

Города и страны1 месяц назад

Идеальная Студия в Нижнем Новгороде: Ваш Уютный Уголок в Сердце Города

Солнечная система2 месяца назад

Тайны Япета: Открытие, Исследования и Загадки Уникального Спутника Сатурна

Медицина2 месяца назад

Выбор будущего дома: как найти идеальный пансионат для пожилых

Животные2 месяца назад

Ваш питомец в надёжных руках: как выбрать лучшую ветеринарную клинику

Космические миссии2 месяца назад

Диона: Загадочный мир в системе Сатурна

Космические миссии2 месяца назад

Мимас: Тайны маленького спутника Сатурна

Солнечная система2 месяца назад

Титан: Что известно о спутнике Сатурна?

Copyright © 2024 "Мир знаний"