Феномен реинкарнации — память о прошлых жизнях

При любом исследовании феномена существования памяти о прошлых жизнях следует помнить, что две из основных мировых религий в той или иной форме признают и активно пропагандируют понятие реинкарнации (перевоплощения, переселения душ). Для буддизма — как для азиатской, так и тибетской его ветвей — это одна из основных догм; то же самое можно сказать и об индуизме, последователи которого говорят о «колесе жизни» и «колесе кармы», заключающихся в цикличности рождения, смерти и нового рождения. В некоторых эзотерических кругах считается, что Библия когда-то содержала постулаты о возможности реинкарнации, но в 553 году нашей эры они были удалены оттуда по политическим причинам Пятым Вселенским Собором. Считается, что государству легче управлять народом, верящим в существование ада, чем людьми, которые видят возможность индивидуального духовного роста, достигаемого через серию земных реинкарнаций. Опросы показали, что вера в возможность реинкарнации становится все более распространенной, — согласно данным социологического опроса, проведенного в США, реинкарнацию считают реальностью четверо из десяти опрошенных, а опрос, проведенный британской газетой «Тайме», показал, что каждый шестой респондент пережил нечто такое, что убедило его, что он, по крайней мере однажды, уже жил в прошлом.

Несмотря на популярность понятия реинкарнации, убедительные доказательства ее существования — то есть те, которые способны опровергнуть любые сомнения, — обнаружить довольно трудно. Если мы собираемся пойти дальше, чем просто поверить или не поверить рассказам тех, кто заявляет о существовании «древней памяти», нам необходимо провести более тщательное исследование. Чтобы «доказать» возможность реинкарнации, необходимо выявить случаи, когда кто-то сообщает информацию о других людях, живших в прошлом, причем этих вещей они знать просто не могут. Подобное знание, похоже, проявляется в двух вариантах: сознательном и подсознательном. Современная жизнь такова, что телевидение и книги дают нам возможность узнать множество сведений о других культурах и других эпохах, поэтому нет ничего удивительного в том, что мы многое знаем о «других жизнях». Но действительно ли мы прожили эти жизни? Или это всего лишь жизни, прожитые другими людьми?

Существование явления под названием «криптомнезия» убеждает нас в том, что, хотя мы, как нам кажется, многое забываем, наш разум запоминает абсолютно все пережитое нами. Человеческий разум впитывает информацию как губка, «складируя» все, что может пригодиться в будущем. Сможем ли мы получить доступ к этой информации — это совсем другой вопрос, она может «всплыть» лишь в критические моменты, когда над нашей жизнью нависла какая-то угроза. Но эту информацию также можно восстановить, войдя в состояние гипноза или когда нас просят вспомнить прошлую жизнь!

В соответствующей литературе описаны случаи того, как люди в состоянии регрессивного гипноза демонстрировали свободное владение иностранными языками. Впрочем, это не доказывает существования реинкарнации, — иногда оказывалось так, что в детстве эти люди несколько лет прожили за рубежом. Будучи «в здравом уме», они были неспособны говорить на языке страны, в которой жили, но их подсознание впитывало всю ту информацию, которая была необходима для свободного общения на иностранном языке, даже по прошествии многих лет. Так что о любом человеке можно сказать, что он никогда ничего не забывает.

Приходится принимать во внимание возможность существования подобных обстоятельств, поэтому серьезное исследование случаев реинкарнации —довольно трудная задача. Тем не менее существуют два основных способа получения доказательств возможности реинкарнации: через спонтанное появление воспоминаний о прошлых жизнях, которое наиболее часто случается у детей, и через введение человека в состояние гипноза, — причем данный способ является более «научным». Следует отметить, что в этом случае возникает проблема, связанная со степенью внушаемости объекта гипноза. Кроме того, скептики могут возразить, что гипнотизер способен внушить человеку все что угодно.

Гипноз как способ выявления памяти о прошлых жизнях впервые привлек общественное внимание в 1952 году, при исследовании «случая с Бриди Мерфи». Бриди была молодой женщиной из Ирландии, родившейся в 1798 году. Как утверждалось, она возродилась в памяти 29-летней Вирджинии Тай, жительницы города Мэдисон, штат Висконсин. В роли гипнотизера выступал Мори Бернстайн, хотя стоит упомянуть, что он был скорее бизнесменом, интересующимся гипнозом, чем гипнотизером. На протяжении серии записываемых на магнитофон сеансов гипноза Бернстайн возвращал миссис Тай в ее жизнь в графстве Корк: к ее отцу-протестанту, мужу, адвокату-католику, к двум свадьбам — протестантской и католической, к их переезду в Белфаст и жизни в коттедже на Дули-роуд. Все это выглядело довольно правдоподобно. По крайней мере, в этом нас убеждает то, насколько подробно женщина описывала все сферы повседневной жизни девятнадцатого века, причем позже подробности, приведенные ею, были проверены. Например, Тай-Мерфи упомянула фамилии бакалейщиков, снабжавших ее дом продуктами, — «Фарр и Кэрриган», — и оказалось, что люди с такими фамилиями действительно владели в то время бакалейной лавкой. Были упомянуты также и другие факты, которые удалось проверить, — женщиной были безошибочно приведены названия районов и улиц, которые удалось обнаружить только на картах, датируемых началом XIX века. Двухпенсовая монета, о которой рассказала Тай, была в обращении лишь на протяжении двенадцати лет — именно в то время, о котором она рассказывала.

Вирджиния Тай никогда не была в Ирландии, не был там и ее муж, который оказался наиболее скептически настроенным из всех тех, кто слышал об этом случае. Возможно, дело здесь в том, что ему было что терять, — а именно личность жены. После обнародования результатов исследований стали появляться многочисленные теории, объясняющие феномен Вирджинии Тай: первая из них гласила, что Тай просто посмотрела фильм о жизни Ирландии той поры. Но подобный фильм так никогда и не был обнаружен. Кроме того, у Тай якобы были знакомые, ирландцы по происхождению, которые могли рассказать ей об Ирландии начала девятнадцатого века. Газета, конкурирующая с той, которая освещала этот случай, попыталась объяснить все следующим образом: утверждалось, что у Вирджинии Тай была тетка по имени Мэри Берне  — «ирландка до мозга костей», — которая рассказывала своей племяннице об Ирландии. В газете также утверждалось, что Вирджиния Тай жила по соседству с девушкой, которую звали Бриди Мерфи.

Все эти утверждения оказались ложью, но дело, собственно, не в этом: сенсация забылась, появившаяся было игра «Вспомни, кем ты был в прошлой жизни» утратила популярность и почти все забыли, что Вирджиния Тай когда-то существовала. Тем не менее опровергнуть доказательства этой реинкарнации так никому и не удалось. Разумеется, нельзя отрицать возможность того, что весь «эксперимент» Мори Бернстайна является не чем иным, как мистификацией, но за прошедшие с тех пор сорок пять лет никто так и не смог доказать, что Тай получала столь подробную информацию не из памяти Бриди Мерфи, а из какого-то другого источника.

Читать:  Странная пещера в Антарктиде

В наши дни подобные случаи обычно попадают в тень так называемого «синдрома ложной памяти». Фурор, произведенный рассказами о последствиях гипнотической обработки людей, утверждающих, что их похищали инопланетяне, поверг приверженцев регрессивного гипноза в полное замешательство, — никто не знал, кому и чему теперь можно верить. Похоже, выработалось единодушное мнение, согласно которому любой человек, практикующий гипноз и гипнотерапию, может быть виновен во «внушениях», то есть вбивании в головы своих пациентов представлений, в которые гипнотизер хотел бы заставить их поверить. Сам по себе тот факт, что вся данная отрасль науки может быть дискредитирована — по меньшей мере, в глазах общественного мнения, — заслуживает самого пристального внимания.

Большинство исследований «восстановления» памяти о прошлых жизнях, последовавших за случаем Вирджинии Тай/Бриди Мерфи, были проведены психологами с университетским образованием посредством метода регрессивного гипноза. Наверное, наиболее известным из этих специалистов является доктор Аллан Кэннон, который ввел в состояние регрессивного гипноза 1382 добровольца. Несмотря на то что поначалу он со скепсисом относился к понятию реинкарнации, Кэннон во время сеансов гипноза установил, что его пациенты способны вспомнить не только подробности жизни людей, проживавших в недалеком прошлом, но и детали, относящиеся к эпохам, отстоящим от нас на много тысячелетий. В 1950 году Аллан Кэннон написал книгу под названием «Внутренняя сила». Вот отрывок из нее:

«На протяжении многих лет теория реинкарнации казалась мне всего лишь досужим вымыслом и я всячески пытался опровергнуть ее и даже спорил со своими пациентами, убеждая их, что во время гипнотического транса они несут чушь. Но годы шли, а пациенты рассказывали мне одно и то же, разница заключалась лишь в деталях, хотя вероисповедание и жизненная позиция этих людей были самыми разными. На сегодняшний день я исследовал более тысячи подобных случаев, и это убедило меня в том, что перевоплощение все же существует».

Работа Кэннона и других специалистов в области регрессивного гипноза привела к появлению массы чрезвычайно интересных данных. Тем не менее кризис доверия к таким данным, обусловленный синдромом ложной памяти, вызывает большой интерес к другим формам доказательства существования памяти о прошлых жизнях. Обычно это рассказы детей младшего возраста. Спонтанность, с которой дети выражают свои чувства, как и отсутствие навыков того, что можно назвать «взрослым умением лгать», — именно те обстоятельства, которые делают свидетельства детей столь важными для доказательства возможности реинкарнации. Вероятно, наибольших успехов в выявлении спонтанных детских воспоминаний о прошлых жизнях добился доктор Иан Стивенсон. За тридцать лет работы в этой области он предоставил немало убедительных доказательств существования описываемого здесь феномена. В своей книге «Двадцать случаев, наводящих на мысль о возможности реинкарнации» он записал воспоминания детей, живших в основном в Индии, Нигерии, на Аляске и Дальнем Востоке. Одним из наиболее интересных случаев является история Бишена Чанда сына железнодорожника из города Баре или, что в северной части Индии. Рассказы четырехлетнего Чанда на протяжении некоторой) времени записывались местным адвокатом по имени К. К. Н. Сахай, лишь по прошествии определенного периода была предпринята попытка проверить эту информацию.

По словам Сахая, Бишен Чанд начал рассказывать о месте под названием Пилибит еще до того, как научился как следует говорить. Пилибит — это город, расположенный в тридцати милях оттого места, где жил Чанд. Позже Чанд рассказал, что он приходится племянником человеку по имени Хар Нараин, жителю Пилибита. Он также утверждал, что жил по соседству с Сандером Лалом, джентльменом, у которого были зеленые ворота, меч и ружье. Чанд рассказал Сахаю, что Сандер Лал устраивал во дворе своего дома вечеринки, на которых присутствовали танцовщицы.

Сахай решил отвезти четырехлетнего Чанда в Пилибит — с целью проверить эту информацию. Следует заметить, что эта поездка была организована не так, как того могли бы потребовать скептически настроенные ученые. Тем не менее ее результаты были ошеломительными — сначала Чанд нашел дом Сандера Лала и его зеленые ворота, а потом и то место, где жил его дядя из прошлой жизни — Хар Нараин. Затем к Чанду с фотографией в руках подошел один его «родственник»: сможет ли он узнать своего дядю из прошлой жизни на фотоснимке? «Вот это Хар Нараин, — уверенно сказал Чанд, — а вот это я». Он утверждал, что в прошлой жизни был человеком по имени Лакшми Нараин. Чанду задали несколько вопросов о ведшем далеко не безгрешную жизнь Лакшми. Среди них был и такой: «Как звали его любимую проститутку? » «Падма!» — тут же ответил Чанд. Окружившие их люди согласно закивали головами — это было правдой. Очевидно, Лакшми ее не забыл.

Последним испытанием в ходе странствий Чанда в те места, где проходила его прошлая жизнь, была встреча с его матерью из прошлой жизни. Чанду был задан ряд вопросов, и он вспомнил, как как-то выкинул консервированные фрукты, потому что в них завелись черви, —довольно часто в подобных обстоятельствах вспоминаются именно такие вещи. Кроме того, он смог рассказать, что работал на железной дороге в Удхе и что у него был слуга, темнокожий невысокий мужчина по имени Майкуа. Ответив на все заданные ему вопросы Чанд, как реинкарнация Лакшми Нараина, был допущен в семью, в которой жил в прошлой жизни.

Стивенсон также описал случай двойной реинкарнации, произошедший в Шри-Ланке. Две трехлетние сестры-близняшки — Широми и Шиванти Хетиерахти — описали свою смерть как смерть двух молодых людей, погибших в 1971 году во время организованного коммунистами восстания. В 1982 году Широми заявила, что спрыгнула со скалы и разбилась насмерть, а Шиванти сказала, что ее застрелили. Обе они смогли назвать имена, под которыми жили в прошлых жизнях, и сообщили достаточно подробностей, чтобы обе пары родителей признали их воплощениями своих погибших сыновей.

Читать:  Сны - тайны загадочного феномена

Существует еще одна пара близнецов, сумевших предоставить твердые доказательства возможности реинкарнации, — это сестры Поллок, Дженифер и Джиллиан, родившиеся в английском графстве Нортумберленд в октябре 1958 года. История их жизни, одновременно являющаяся трагичной и трогательной, началась за несколько лет до их рождения, когда их старшие сестры — одиннадцатилетняя Джоанна и шестилетняя Жаклин — были сбиты автомобилем, когда возвращались из церкви. Обе девочки погибли на месте. Их отец Джон Поллок, как это нередко бывает в подобных обстоятельствах, винил в произошедшем несчастном случае себя. Джон — истый католик, который, впрочем, верил в возможность реинкарнации, — решил, что несчастный случай явился для него чем-то вроде кары за его грехи. Он также верил, что его девочки вернутся к нему, воплощенные в других людей. Через некоторое время его жена Флоренс забеременела, и высказанное Джоном предположение, что родится двойня, сбылось. Когда родились Дженифер и Джиллиан, Джон сразу заметил, что у одной из них на теле те же отличительные черты, что и у покойной Жаклин: родимое пятно в форме отпечатка пальца на левом бедре и тонкая, похожая на шрам, полоска на лбу. Жаклин получила этот шрам в результате падения с велосипеда. Как ревностная католичка, Флоренс заставила мужа пообещать, что тот никому не расскажет об этих перевоплощениях и что, когда девочки начнут задавать вопросы о своих погибших сестрах, он скажет им, что их сестрички находятся сейчас в раю.

Когда близняшкам исполнилось три месяца, семья переехала в другой дом, расположенный в нескольких милях от прежнего. Когда вся семья через несколько лет посетила место, где произошла трагедия, девочки повели себя очень странно. Во-первых, они без подсказки указали на дом, в котором родились. Они знали, что приближаются к качелям и горкам, еще до того, как это место можно было разглядеть. Они также знали, что неподалеку расположена школа, в которую ходили их погибшие сестры.

Однажды, когда девочкам показали кукол, принадлежавших их погибшим сестрам, Дженифер тут же заявила: «Это твоя Мэри, а это моя Сьюзан». Это были те самые имена, которые дали куклам их старшие сестры. Несколько раз сестры начинали ни с того ни с сего визжать при виде автомобиля, при этом машины обычно не приближались к ним, а просто двигались в их сторону. Однажды мать увидела, как Джиллиан укачивает голову Дженифер, приговаривая: «Из твоих глаз течет кровь Сюда тебя ударила машина». Происходящее внушало Флоренс Поллок все больше опасений, несмотря на то что ее муж считал, что ничего страшного не происходит. Однако к шести годам воспоминания перестали появляться, и в тринадцать лет девочки даже не помнили того, что им рассказывал об их детстве отец. Хотя некоторые исследователи этого случая полагали, что интерес отца к реинкарнации ослабляет достоверность информации, все же трудно представить, каким образом тот мог сфабриковать доказательства и вложить их в уста своих детей. Кроме того, происшедшее также указывает на тот факт, что в преимущественно христианских странах верующие родители — по религиозным мотивам или из неверия — могут замалчивать случаи возможной реинкарнации.

Вероятно, наиболее достоверные доказательства реинкарнации были представлены нам тринадцатилетней девочкой, которая сочиняла песни на средневековом французском и упоминала имена реально существовавших людей и события, которые, как сейчас стало известно, действительно имели место несколько столетий назад. Немногие авторы, писавшие на тему реинкарнации, изучили явление существования «древней памяти» лучше, чем практикующий психиатр доктор Артур Гидем. Он долгое время успешно работал в сфере классической медицины и приобрел репутацию как в научных кругах, так и в обществе в целом. Позднее Гидем написал две книги, которые навсегда изменили взгляды многих людей на понятие реинкарнации. Воздействие того, что Гидем узнал от своей пациентки, на его жизненную позицию было настолько сильным, что он посчитал, что всю оставшуюся жизнь должен посвятить описанию и анализу ощущений женщины, которая стала широко известна под именем миссис Смит.

Проверить существование женщины, с которой отождествляла себя миссис Смит, Гидему помогли записи святой инквизиции, — оказалось, что эта женщина действительно жила во Франции в XIII веке и была членом малоизвестной религиозной секты. Члены этой секты, известные под названием катары или альбигойцы, стали жертвами яростных гонений со стороны Римско-католической церкви, использовавшей в то время для борьбы с ересью инквизицию с ее пыточных дел мастерами и палачами. Как оказалось, «миссис Смит» стала одной из жертв массового сожжения еретиков у горной крепости Монтесугар, расположенной в Пиренеях.

Миссис Смит впервые пришла к Гидему, когда ей было чуть более тридцати лет, — ее мучили кошмары, в которых на нее нападал незнакомый ей человек. Прошло некоторое время, прежде чем она рассказала о довольно болезненных, но при этом просто невероятных ощущениях, пережитых ею в юности. С тринадцатилетнего возраста ее беспокоили временные потери сознания, эти приступы традиционная медицина не могла объяснить. Миссис Смит почти не верила, что доктор Гидем сможет ей чем-то помочь. Она очень боялась, что однажды не сможет управлять собой и ее видения возьмут над ней верх. В январе 1965 года миссис Смит описала это так: «У меня есть ужасная склонность «выпадать из времени». Иногда я испытываю сильнейшее сомнение по поводу того, говорил ли мой собеседник что-то, или он скажет это в будущем, или же наша беседа произошла в далеком прошлом».

В памяти миссис Смит всплывали воспоминания о романе со странствующим музыкантом — трубадуром по имени Роже. Ее воспоминания были столь сильны, что в тринадцатилетнем возрасте она написала лирическую песню на каком-то непонятном средневековом диалекте французского языка, хотя современный французский знала очень плохо. Ей часто снилась ее встреча с Роже:

«Я могу написать о Роже книгу, и это не составит для меня абсолютно никакого труда. Все это мне когда-то снилось, и мне всего лишь необходимо изложить свои воспоминания на бумаге. Эта книга никогда не будет издана, — я бы этого не вынесла. Нет ничего странного в том, что другим девочкам снятся ласки или ухаживания мужчин, но мои сны кажутся настолько странными и живыми, что я не хочу, чтобы что-то подобное происходило в моей жизни.

Я полюбила его в ту же ночь, когда он в пургу пришел к нам в дом. Я пыталась не смотреть на него, но все же чувствовала, что он рядом. Меня переполняла радость, — погода была такой ненастной, что он вынужден был остаться у нас на ночь. Той ночью, как только он заснул, я поцеловала его…

Тот день, когда отец избил меня и выгнал из дому, стал одним из лучших дней в моей жизни. Я отправилась прямо к Роже, у меня не было с собой ничего, кроме одежды, на мне даже не было обуви… Его дом стоял на вершине холма, и дорога, ведущая к нему, была каменистой и ухабистой. Он жил в большом строении, не в замке, а скорее, в каком-то укрепленном доме… Мы были очень счастливы».

Счастье продолжалось недолго. Против катаров был организован крестовый поход, и в феврале 1966 года миссис Смит пришлось вновь пережить собственную смерть на костре от рук католической инквизиции, случившуюся примерно за семь столетий до этого.

«Нас всех босиком провели по улицам к площади, где были сложены поленницы дров для будущего костра. Вокруг стояли несколько монахов, они распевали церковные гимны и молились. Я не чувствовала к ним благодарности — наоборот, я подумала: «Как у них хватает наглости молиться за меня, — ведь я должна быть закоренелой грешницей!» Когда я бодрствую, мне не приходят в голову греховные мысли, но мне часто снятся ужасные вещи. Мне ужасно не нравилось, что эти монахи будут смотреть, как я умираю. Одна девочка в школе как-то сказала, что мечтает, чтобы ее распяли на кресте, как Христа. Я бы предпочла быть распятой на кресте, чем сожженной, — боль была просто невыносимой. Умирая, следует возносить молитвы Богу, но как можно молиться, когда ты корчишься от невыносимой боли? Я думала о Роже и о том, как сильно я его люблю. Боль, причиняемая мне языками пламени, не могла даже сравниться с той болью, которую я ощутила, когда поняла, что Роже мертв. Внезапно я почувствовала радость от того, что умираю. Я и не знала, что, когда тебя заживо сжигают на костре, твое тело начинает кровоточить, но из меня при этом изливалась кровь. Кровь капала и шипела в пламени, и я пожалела, что в моих жилах недостаточно крови для того, чтобы погасить пламя. Хуже всего была боль в глазах… Я попыталась закрыть их, но не смогла этого сделать, — наверное, веки сгорели, и я поняла, что сейчас языки пламени коснутся своими злыми пальцами моих глаз».

Большинство из рассказов о реинкарнации содержат некие общие элементы. На теле человека, пережившего реинкарнацию, часто видны родимые пятна и другие отличительные особенности, указывающие на места повреждений, полученных им в прошлой жизни, — возможно, это что-то вроде напоминания о прошлом. В некоторых случаях можно связать такие отметины на теле человека с тем, как погиб его «предшественник», — можно различить пулевые ранения, шрамы или даже физические увечья, связанные со смертью. Например, пятно на лбу бывшего президента СССР Горбачева, по мнению некоторых исследователей, указывает на то, что в прошлой жизни он погиб от удара по голове. Другим указанием на реинкарнацию может служить страх непонятного происхождения, который, как считается, может быть объяснен насильственной смертью в прошлой жизни, — например, боязнь воды может указывать на то, что в прошлой жизни человек утонул. Боязнь огня может развиться в результате того, что в детстве человека сильно испугала резкая вспышка, но может быть и результатом лютой смерти на костре. Верящие в реинкарнацию также считают, что человек может сохранять навыки, приобретенные в прошлой жизни. Говорят, Москва не сразу строилась, но также не исключено, что композиторы масштаба Бетховена или Моцарта оттачивали свое мастерство в целой череде реинкарнаций. Таким образом можно объяснить проявление любого выдающегося дара, как, впрочем, и чью-либо ограниченность или слабость.

Читать:  Золотая баба - древний загадочный идол Северного Урала

Для тех, что считает, что в процессе реинкарнации «принимает участие» ДНК, все эти предположения поднимают несколько интересных вопросов. Хотя страх и другие модели эмоциональной реакции могут передаваться через гены — так же, как через поколения передаются инстинктивные реакции, наблюдаемые у животных, — передачу индивидуальных навыков с помощью генов объяснить намного труднее. Для тех людей, которые считают, что жизнь построена на понятии души как «пакета» сложных энергий, который может наследоваться от тела к телу, объяснение этого явления может быть более простым, хотя и не идеальным. Знаменитому американскому экстрасенсу и «считывателю прошлых жизней» Эдгару Кейсу однажды был задан такой вопрос: «От какого из своих предков я унаследовал больше черт?» Убежденный в возможности реинкарнации Кейс ответил: «Больше всего вы унаследовали не от своих родителей, а от самого себя. Семья — это всего лишь река, по которой плывет ваша душа». Вполне объяснимо, что понятие реинкарнации довольно противоречиво: в его основе лежат наши наиболее фундаментальные представления о жизни и смерти. Когда «на кону» стоит так много, возможно, не стоит придавать такого значения достоверности доказательств. Как сказал американский психолог Вильям Джеймс:

«Доказательства существования жизни после смерти всегда будут достаточно убедительными, чтобы укрепить убежденность тех, кто и так верит в загробную жизнь, но никогда не будут достаточно вескими, чтобы заставить хоть чуть-чуть задуматься тех, кто убежден в обратном».

Оставить эмоцию
Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
Поддержите проект Мир Знаний, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзен

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Вадим Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Вадим
Гость
Вадим

Имеющий глаза, как говорится… Слишком много фактов накоплено по реинкарнации, чтобы просто игнорировать их. Разумеется, это не естественнонаучные исследования, это статистика и логика, тем не менее, в науке они вполне применимы.