Дель Плано Карпини — Путешествие в Монголию

В первой половине XIII в. на авансцену мировой истории вышла новая сила. Монголы, ничем не примечательные до того кочевые племена, которые железной рукой объединил Тэмуджин, провозглашенный Чингисханом (т. е. «великим ханом»), к 1211 г. обложили данью почти все народы Сибири и в том же году приступили к захвату Китая.

Установив контроль над Великим шелковым путем, Чингисхан столкнулся с хорезмшахом Мухаммедом, правителем Средней Азии и Ирана. В течение трех лет монголы прошли Среднюю Азию, разграбив богатейшие города: Бухару, Самарканд, Мерв и др. Тумэны под командованием Джэбе и Субэдея, подобно степному пожару, пронеслись по Северному Ирану, вырвались на Кавказ и разгромили грузинские войска. Впереди был Северный Кавказ и степи, населенные половцами. Те обратились за помощью к русским князьям, и в 1223 г. на реке Калке (ныне Кальчик) произошла первая битва между монголами и русскими в союзе с половцами. Монголы победили, но дальше на Русь не пошли, отправившись на Среднюю Волгу — воевать с булгарами. Получив здесь отпор, они откатились в Монголию. Древнерусская «Повесть о битве на Калке» завершается словами: «Об этих же злых татарах не знаем, откуда они пришли на нас и куда опять делись, только Бог весть».

Кстати, почему монголов назвали татарами? Принято считать, что европейцы сравнивали монголов с демонами, восставшими из ада, и нарекли их «тартар» или «татар» — по древнегреческому названию преисподней. Однако монголов именовали так еще до их прихода в Европу, поэтому требуется иное объяснение. В действительности в бассейне Керулена и у озера Буир-Нур издавна кочевало племя с таким названием. До Чингисхана это было самое сильное из всех монгольских племен, поэтому их имя автоматически переносилось на всех соседей (точно так же в наше время и украинцев, и молдаван, и казахов во всем мире называют русскими). Когда название «татары» дошло до Европы, их уже покорили монголы, но именование осталось.

На Русь татаро-монголы вернулись спустя 14 лет, уже после смерти Чингиcхана, вернув должок волжским булгарам. Начав с взятия Рязани, монголы во главе с внуком Чингисхана Бату (фактически командовал полководец Субэдей) за год разорили княжества Северо-Восточной Руси и сожгли Москву, Владимир, Суздаль, Тверь и другие города. Затем они ушли в степь, чтобы вернуться в 1239 г., теперь уже в княжества Юго-Западной Руси, где они разрушили Переяслав, Чернигов, Киев и Галич. После этого монголы разгромили поляков, захватили Венгрию и вторглись в Словению. Но дальнейшее их продвижение на запад остановила смерть преемника Чингисхана Угэдея, заставившая всех претендентов на престол устремиться на восток. Им было что делить: к этому времени монголы контролировали огромную территорию от Тихоокеанского побережья до Черного моря.

Читать:  Антонина Макарова-Гинзбург - «Приговорена к высшей мере...»

Спустя три года после того, как прямая угроза Западной Европе со стороны монголов миновала, Папа Римский Иннокентий IV отправил к монгольскому хану посольство с письмом, содержавшим предложение принять католическую веру и заключить союз против неверных, под которыми подразумевались мусульмане. А может быть, и все некатолики. С конца XI в. по благословению папы предпринимались крестовые походы, направленные против мусульман, но ударявшие и по православным христианам (как, например, в 1204 г., когда латиняне разграбили Византию). После нападения на Русь монголов началось мощное давление на русские земли с запада: напутствуемые католической церковью крестоносцы стремились искоренить православие и заодно захватить новые территории. Настроения, преобладавшие среди католического населения Западной Европы в связи с победами монголов на Руси, в Венгрии и на Балканах, лучше всех выразил епископ Винчестерский: «Пусть эти собаки уничтожают друг друга, чтобы все они были поедены; и тогда мы продолжим борьбу с оставшимися врагами Христа и очистим лик земли, так чтобы мир был подчинен одной католической Церкви, был бы один пастырь и одно стадо».

Ответственная миссия — добраться до монгольского хана, вручить письмо, получить ответ и по возможности выведать планы монголов — была поручена 63-летнему францисканскому монаху Джованни дель Плано Карпини. В апреле 1245 г. посланник со свитой выехал из Лиона, где в то время находилась резиденция Папы. Через Богемию, Силезию и Краковское герцогство он проследовал в Киев. По пути к нему присоединился послушник Бенедикт из вроцлавского францисканского монастыря. Уже зимой, по покрытому льдом Днепру, посольство отправилось из Киева на юг, а затем через Дон к Волге.

В начале апреля 1246 г. посольство прибыло в Сарай-Бату. Монголы встретили послов настороженно. Плано Карпини и его спутников заставили пройти испытание огнем. Путешественник писал: «Они веруют, что огнем все очищается; когда к ним приходят послы или вельможи или какие бы то ни было лица, то и им самим, и приносимым ими дарам надлежит пройти между двух огней, чтобы подвергнуться очищению, дабы они… не принесли яду или какого-нибудь зла». Затем Бату принял послов, а письмо понтифика перевели ему толмачи. На другой день он приказал Плано Карпини и Бенедикту ехать в стан великого хана.

В сопровождении двух проводников-монголов Плано Карпини и Бенедикт отправились в путь: сначала к Аральскому морю, затем, обогнув его с севера, вверх по течению Сырдарьи до Сыгнака, а далее на восток.

Проследовав берегом длинного озера Балхаш, путешественники повернули на юго-восток и мимо озера Алаколь через Джунгарские ворота въехали в Монголию. Ставка великого хана Сыр-Орда располагалась поблизости от Каракорума, столицы империи, примерно в 300 км к западу от современного Улан-Батора. Огромное расстояние от Сарай-Бату до Сыр-Орды (около 8 тыс. км) путники преодолели за три с половиной месяца. Для посла дорога стала тяжелым испытанием: монголы гнали изо всех сил, меняя лошадей по три-четыре раза в день. Судя по всему, эта трасса часто использовалась: на всем ее протяжении располагались станции с приготовленными лошадьми. Монголия, как пишет Плано Карпини, «расположена в той части востока, в которой… восток соединяется с севером. В одной своей части она чрезмерно гориста, в другой представляет равнину… В одной части земли находится несколько небольших лесов, другая же часть совершенно безлесная… даже и сотая часть земли не плодородна, и она не может даже приносить плода, если не орошается речными водами. Но вод и ручьев там немного, а реки редки, откуда там нет селений».

Читать:  Пирамиды - памятники величия фараонов

Описывая быт и нравы монголов, Плано Карпини уделяет наибольшее внимание тому, что отличало их от европейцев. Удивительной казалась ему свобода вероисповедания: среди монголов были мусульмане, буддисты, христиане, в том числе несториане. Возможно, именно сведения о веротерпимости монголов позволяли Папе рассчитывать на успех миссии. Кроме того, итальянского монаха поражали неутомимость монголов и их умение переносить голод и стужу. При этом «все они достаточно дружны между собою; и хотя у них мало пищи, они вполне охотно делятся ею между собою… Взаимной зависти у них нет, никто не презирает другого, но помогает и поддерживает, насколько может». Однако все это, по мнению итальянца, было скорее плохо, чем хорошо, ибо объединяло монголов, а они, по его глубокому убеждению, представляли огромную опасность для Европы.

Плано Карпини прибыл в Монголию в очень важный момент ее истории и, судя по всему, не случайно. Именно в это время трон великого хана предстояло занять Гуюку, сыну Угэдея, умершего четыре с лишним года назад. Вопреки воле Угэдея, назначившего своим преемником внука Ширэмуна, вдова хана Туракина (Торёгэне) все сделала по-своему. Сначала она правила самостоятельно, а после двух лет регентства фактически передала власть сыну Гуюку, не пользовавшемуся ни расположением покойного хана, ни авторитетом среди знати. Тем не менее в 1246 г. на курултае он был утвержден правителем. От утверждения до официального провозглашения должно было пройти еще некоторое время. На торжественную церемонию прибывали все новые и новые люди: монгольские чиновники, правители покоренных стран. Противник Гуюка Бату не приехал, а направил вместо себя великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича. Во время пребывания в ставке хана Ярослав внезапно умер. По свидетельству Плано Карпини, виновницей его смерти была Туракина, отравившая князя (эта версия до сих пор остается господствующей).

Читать:  Жак Ив Кусто - долгое глубокое погружение

Прошел месяц, прежде чем Гуюк принялпапское посольство. Еще несколько дней ушло на ожидание ответа. В письме, написанном поперсидски, Гуюк сообщал понтифику: если монголы побеждают, значит, это угодно Богу; если гибнут католики, на то воля Бога. В заключение Гуюк писал: «Ты сам во главе королей, все вмеcте без исключения, придите предложить нам службу и покорность. С этого времени мы будем считать вас покорившимися. И если вы не последуете приказу Бога и воспротивитесь нашим приказам, то станете нашими врагами».

Весной 1247 г. католические посланники отбыли в Сарай-Бату, а оттуда отправились в Киев. По возвращении в Лион Плано Карпини представил папе «Исторический обзор» (в русском переводе — «История Монгалов, именуемых нами Татарами»), повествующий о жизни монголов, их нравах и религии, истории и государственном устройстве.

На первый взгляд миссия Плано Карпини не имела успеха, равно как и несколько других католических посольств к монголам. Однако он вел переговоры не только с монголами, но и с русскими князьями — Ярославом Всеволодовичем и Даниилом Галицким. Результат переговоров с Ярославом неизвестен, однако в итоге князь был убит. Даниил же поддался на увещевания католиков, и в 1254 г. принял от папы титул короля Малой Руси. А вот сын Ярослава Александр (прозванный Невским) предпочел вассальную зависимость от веротерпимых монголов кабальному союзу с католической Европой. Какими бы ни были политические цели и итоги посольства Плано Карпини в Монголию, это путешествие, несомненно, стало первым в ряду великих странствий европейцев в Азию.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой: Джованни дель Плано Карпини, францисканский монах
Другие действующие лица: Иннокентий IV, Папа Римский; Бату, правитель Золотой Орды; Гуюк, великий хан; его мать Туракина; Ярослав Всеволодович, великий князь Владимирский; Бенедикт, послушник
Время действия: 1245—1247 гг.
Маршрут: Из Лиона в Монголию
Цель: Вручение письма Папы Римского хану, выведывание монгольских планов
Значение: Первое из великих странствий европейцев в Азию

Оставить эмоцию
Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
Поддержите проект Мир Знаний, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзен

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о